Минфин опубликовал предварительную оценку исполнения федерального бюджета за январь-май 2023 года. Удалось показать профицит 13 млрд руб. в мае. Результат достигли за счет сокращения темпов бюджетных трат. Дефицит с начала года остается на отметке 3,4 трлн руб. Отдельный интерес вызывает статистика по НДС и связь с расходами бюджета.
Вся представленная информация – личное мнение авторов, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски.
Статистика по доходам
Доходы с начала года достигли 9,8 трлн руб. Ежемесячные поступления сократились до 2 трлн руб. в мае против 2,1 трлн руб. в апреле. Для выполнения годового плана по доходам 26,1 трлн руб. бюджет должен получать 2,3 трлн руб./месяц в оставшемся периоде. В январе-мае 2022 года бюджет получил 12,2 трлн руб. Доходы замедляются, что увеличивает риск неисполнения плана.
Нефтегазовые доходы в мае составили 571 млрд руб. против 648 млрд руб. в апреле. Цифра получается ниже без учета дополнительного НДПИ Газпрома 50 млрд руб./месяц: 521 млрд руб. Слабый рубль и дорогая Urals не помогли бюджету. Результат с начала года: 2,9 трлн руб. в сравнении с 5,7 трлн руб. за январь-май 2022 года.
Годовой план 8,9 трлн руб. выполняется, если в оставшиеся 7 месяцев нефтегазовые доходы составят 6 трлн руб. или 0,9 трлн руб./месяц. Цифра выглядит малореалистичной в текущих условиях. Остается наблюдать за динамикой рубля и нефти. Отдельно разбирал ситуацию с нефтегазовыми доходами в публикации "Нефтегазовые доходы в мае сократились: не помогли рубль и нефть".
НДС удивляет: 929 млрд руб. в мае против 746 млрд руб. в апреле. Результат с начала года: 4,4 трлн руб., что превышает 3,8 трлн руб. января-мая 2022 года. Бюджет должен получать 0,9 трлн руб./месяц для достижения цели 10,4 трлн руб. годового плана по внутреннему и внешнему НДС. Минфин не дает разбивку по внутреннему и внешнему НДС, поэтому сложно определить источник роста: восстановление внутреннего спроса или импорт. Ниже приведу предположения по этому поводу.
Налог на прибыль хромает: +127 млрд руб. в мае против +221 млрд руб. в апреле. Прошлый год демонстрировал похожую динамику. Результат с начала года: +0,7 трлн руб. Бюджет получил +0,9 трлн руб. налога на прибыль за 5 месяцев 2022 года. Необходимо получать 0,1-0,2 трлн руб./месяц для достижения годового плана 1,6 трлн руб. Сохраняется шанс уложиться в план, если дальнейшего сокращения не случится.
Оценка бюджетных трат и налогов
Неоднозначно выглядит гипотеза о стимулировании налога на прибыль и НДС бюджетными расходами. Налог на прибыль последовательно увеличивался с января по март. В марте платился остаток по итогам 2022 года, что объясняет рост поступлений.
Подъем НДС совпадает с данными по выходу в положительную зону разницы между ежемесячными доходами и расходами с учетом перечислений из ФНБ и нетто-размещений ОФЗ. Можно предположить, что в такие месяцы Минфин проводит отложенные платежи: в расходах отражается плановая сумма, если не хватает средств из доходов и источников покрытия дефицита. В действительности картина с НДС выглядит сложнее. Часть налога платится равномерно с квартальным лагом: в январе-марте перечисляется по 1/3 суммы за 4 квартал 2022 года, в апреле-июне идут выплаты за 1 квартал 2023 года и т.д. Импортный НДС платится по итогам предоставления налоговой декларации: лаг составляет 1 месяц. Пиковые значения НДС должны отставать от динамики бюджетных расходов. Вопрос требует дополнительного изучения.
Итоги
Дефицит бюджета с начала года остался на уровне 3,4 трлн руб. в сравнении с первоначальным годовым планом 2,9 трлн руб. В мае доходы и расходы практически совпали: 2 трлн руб. с небольшим превышением по доходам. Профицит по итогам месяца составил 13 млрд руб. Скорость трат сократилась до 2 трлн руб. в мае с 3,1 трлн руб. в апреле.
Плановые расходы на год составляют 29,9 трлн руб., плановый дефицит – 3,8 трлн руб. по информации ГИС "Электронный бюджет". Расходы составят 2,4 трлн руб./месяц для выполнения плана, что выше майского показателя. Бюджету потребуется дополнительно 0,4 трлн руб., если план не будет превышен: за 5 месяцев 2023 года дефицит составил 3,4 трлн руб. Цифра выглядит реалистичной и задает ориентир для windfall tax. Риском станет дальнейшее увеличение трат: при слабых нефтегазовых доходах найти дополнительные источники финансирования будет непросто.
Сокращается отставание заявленных расходов от темпов покрытия дефицита:
- Нетто-выручка от размещений ОФЗ в январе-мае 2023 года: 1 трлн руб.
- Средства ФНБ, включая декабрьские 1,6 трлн руб.: 2 трлн руб.
Для покрытия дефицита 3,4 трлн руб. не хватает еще 0,4 трлн руб. в сравнении с 0,7 трлн руб. месяцем ранее. Сокращения скорости трат улучшает ситуацию, но без роста доходов потребуется 2-3 месяца, чтобы нагнать отставание. Могут помочь с улучшением доходной части новые налоговые инициативы, слабый рубль и дорогая нефть.
Ситуация остается в статусе "тревожно". Ликвидная часть ФНБ 6,6 трлн руб. выглядит комфортным запасом, но это может быть временно.
При частичном или полном использовании ссылка на источник обязательна.
#бюджет #новости #дефицит #экономика #минфин