Найти тему

Какие законы вы нарушаете если отправляете смс-сообщения с рекламой абоненту без его согласия

Приветствую всех на канале «Просто о сложном (юридические советы»!

По просьбе одного из моих подписчиков сегодняшняя тема - правомерность рассылки смс-сообщений клиентам о рекламе товаров, работ, услуг. Подписчик не просто задал этот вопрос, он запланировал осуществить рассылку потенциальным клиентам смс-сообщения о его услугах, но где-то слышал о том, что за это могут наказать, если нарушит закон, поэтому попросил разобраться в этой теме. Итак, разберемся, какие законы регулируют распространение рекламы и ее рассылки посредством смс-сообщений и, какие нормы закона можно нарушить при рассылке рекламы посредством смс-сообщений юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем.

Статья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи

1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием (Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ) (Закон о рекламе).

2.Статья 9. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных

1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором (Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. N152-ФЗ) (Закон о персональных данных).

3.Статья 44.1. Рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи

1. Рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи (далее также - рассылка) должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки в случае осуществления рассылки по его инициативе или оператор подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи не докажет, что такое согласие было получено (Федеральный закон «О связи» от 7 июля 2003 г.) (Закон о связи).

Вывод: Если юридическое лицо/индивидуальный предприниматель/физическое лицо рассылает смс-сообщение с рекламой без предварительного согласия абонента, нарушаются сразу три закона: о рекламе, о связи и о персональных данных. За нарушения предусмотрен штраф, самый распространенный — за нарушение закона о рекламе.

Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, при этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе:

-предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства о рекламе;

-при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства о рекламе;

- принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания.

Помимо предписаний о прекращении нарушения, КоАП РФ, предусмотрены крупные штрафы для юридических лиц за нарушения рекламного законодательства влечет наложение административного штрафа:

- на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей;

-на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей;

-на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей (ст. 14.3 КоАП РФ).

Формально антимонопольная служба вправе штрафовать за каждое незаконное смс-сообщение, например, юридическое лицо отправило 100 смс-сообщений с нарушениями, штраф — пятьдесят миллионов рублей. Серьезные деньги!

Кроме того, Роскомнадзор может наложить штраф за незаконное использование персональных данных по ст. 13.11 КоАП РФ: влечет наложение административного штрафа на граждан:

- в размере от двух тысяч до шести тысяч рублей;

-на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В целях исключения возможного наказания за рассылку рекламных смс-сообщений без предварительного согласия абонента, юридические лица/индивидуальные предприниматели обязаны в силу закона получить такое согласие.

Лучше согласие на получение рекламы оформить на отдельном листе, а не в тексте договора или иного документа. Согласие должно четко и точно выражать волю потребителя на получение рекламы на конкретные товары/услуги от конкретного юридического лица/индивидуального предпринимателя.

Исходя из судебной практики, рекомендуется в форму согласия на получение sms-сообщений, рекламы или другой информации указать:

-ФИО, паспортные данные, телефон/эл.адрес абонента;

- сделать ссылки на нормы закона о рекламе, связи, персональных данных;

-указать на какую рекламу и информацию дает согласие абонент-потребитель;

- предоставить абоненту или адресату рекламы возможность выбора - согласиться или отказаться от получения рекламы путем проставления в тексте согласия, а также предложить смс-сообщения и другие варианты получения рекламы.

Подытожем,

-распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы;

- Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе;

-за нарушение рекламного законодательства и законодательства о персональных данных предусмотрены штраф;

-согласие абонента нужно истребовать до направления смс-сообщений с рекламой, форму согласия лучше оформить на отдельном листе и включить сведения, указанные в конце статьи.

Надеюсь, информация, изложенная в статье, будет для вас полезна, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь опытом и задавайте вопросы в корректной форме.