Концепция личностных ролей "Родитель, Взрослый, Ребенок" была предложена в рамках трансакционного анализа, разработанного Эриком Бернсом в 1950-х годах.
Согласно данной модели, взаимодействуя с другими людьми, каждый человек всегда занимает определенную позицию, которая определяет его реакции и то, как окружающие на нее отвечают. Эти позиции называются эго-состояниями, и их всего три: Родитель, Взрослый и Ребенок.
Родитель
- Эго-состояние Родителя отражает образ наших реальных родителей, который отразился в нашей психике и остался с нами навсегда. Естественно, свойства этого эго-состояния зависят от того, как наши реальные родители взаимодействовали с нами.
- Включает заботу и опеку, однако в то же время присутствуют элементы контроля, принуждения и наставничества. Эта позиция часто связана с понятиями "должен" и "обязан" как в отношении себя, так и в отношении других. Из этого состояния мы мотивируем себя и других принять меры и действовать, учим и объясняем, также заботимся, кормим и защищаем.
- Типичные фразы, связанные с эго-состоянием Родителя, приводятся в книге "Игры, в которые играют люди" Эриком Берном: "Я знаю лучше", "Я объясню тебе", "Я помогу тебе", "Кто так делает?", "Это запрещено", "Ты должен".
В эго-состоянии Родителя существуют две подкатегории:
Заботливый Родитель, который проявляется через:
- Защиту других
- Опеку и заботу
- Поддержку и поощрение
- Помощь другим из позиции "старшего"
Критикующий (контролирующий) Родитель, который характеризуется:
- Указаниями другим, как им следует жить
- Поучениями и наставлениями
- Желанием, чтобы все делалось в соответствии с его собственными представлениями о правильном поведении
- Критикой других (или себя) за поведение, отличающееся от его ожиданий
Сложности эго-состояния Родитель
Существует знакомая многим проблема, связанная с эго-состоянием Родителя. Например, когда мы хотим что-то сделать или достичь чего-то, но перед тем, как обратиться к нашей взрослой стороне, мы мгновенно слышим в голове строгий внутренний критик, говорящий: "Ты с ума сошел? Не смей даже пытаться!", "Это опасно, не рискуй!", а иногда даже обзывающийся: "Ты тупица!", "Бездарность! "и другие грубости.
Другой вариант проявления проблем в состоянии Родителя: когда женщина начинает развивать свою женственность и позволяет себе что-то приятное, например, покупает красивое платье, внутренний критик комментирует: "Ты зачем так нарядилась? Люди что подумают, это неприлично!".
Когда мы совершаем ошибки, именно внутренний родитель ругает нас за неудачу. Также из этого эго-состояния происходят негативные установки из детства, которые не имеют доказательств.
Еще одна проблема, связанная с перекосом в Родительском состоянии, заключается в чрезмерной заботе и опеке, особенно это проявляется в отношениях, когда женщина начинает вести себя по отношению к мужчине, словно будто он ее ребенок, и слишком много заботится о нем.
Важно помнить, что забота о себе и о партнере является нормальной функцией Родителя, и необходимо сохранять баланс и уметь переключаться между различными эго-состояниями.
Часто люди путают эго-состояние Родителя с эго-состоянием Взрослого. Однако, в отличие от Взрослого, который всегда представляет собой трезвое и спокойное состояние, Родительское состояние является проекцией поведения наших собственных родителей (или других значимых взрослых), их стратегий поведения, которые мы неосознанно заимствуем.
Эго-состояние Взрослого рассмотрели во второй части, а в третьей про эго-состояние Ребенка
Материал для статьи взят из книги Эрика Берна «Игры, в которые играют люди». Рекомендую для прочтения тем, кому интересно разобраться подробнее в теме.
Ваш психолог, Кристина.