Найти тему

Парижские салоны в ГМИИ имени А.С. Пушкина: история в картинах и письмах

В годы юности словосочетание «салонная живопись» было для меня синонимом чего-то искусственного, приторного, далекого от реальности. Всякие там пастухи, пастушки и напудренные красавицы на фоне живописных руин. Только гораздо позже я узнала, что Салоны – это не только целая эпоха в истории европейского искусства, которая продолжалась более полутора веков, но и первые публичные выставки современного искусства, да не где-нибудь, а в королевском дворце – Лувре! Между прочим, первый Салон прошел в 1667 году. Поэтому, услышав, что в ГМИИ имени Пушкина, аккурат ко дню рождения поэта, открыли выставку ««Салоны» Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века», я поспешила туда. И – не пожалела.

Пьетро Антонио Мартини. Выставка в Салоне Лувра в 1787 году. Гравюра.
Пьетро Антонио Мартини. Выставка в Салоне Лувра в 1787 году. Гравюра.

Как и многие выставки Пушкинского последних лет, эта носит явный просветительский оттенок. Что в данном случае более чем уместно, ведь речь – об эпохе Просвещения. Первый зал рассказывает о принципах организации экспозиции на Салонах. Здесь можно увидеть две гравюры с видами реальной экспозиции Салона, а интерактивный экран рядом с ними позволяет рассмотреть большинство полотен уже в цвете.

Но главное, что поразило меня здесь – огромный гравированный план Парижа – «план Тюрго», названный по имени заказчика, изданный в 1739 году в виде набора листов. На выставочном экземпляре этот набор наклеен на холст. Он сразу опроверг мои представления о нереалистичности тогдашнего искусства. Оно, как, впрочем, и во все эпохи, оказалось разным…

Первый зал, в центре стол с планом Парижа
Первый зал, в центре стол с планом Парижа

А вот - воспроизведение так называемой "шпалерной" развески картин. Для нашего времени непривычно, но в веке Просвещения оно ясно показывало зрителю иерархию живописных жанров. Кстати, на первом плане здесь - работа молодого Фальконе. Через двадцать лет скульптор переедет в Россию и станет автором знаменитого "Медного всадника".

Образец шпалерной развески. На первом плане эскиз скульптуры Этьена Мориса Фальконе "Милон Кротонский" (1745)
Образец шпалерной развески. На первом плане эскиз скульптуры Этьена Мориса Фальконе "Милон Кротонский" (1745)

Одна из жемчужин первых залов, на мой взгляд, - гобелен "Изгнание торгующих из храма". Он сделан настолько выразительно, что по силе эмоций не уступает живописи!

В общем же в первых залах представлены достаточно разные картины - от милых пейзажей и охотничьих сценок до полотен на мифологические сюжеты.

А дальше начинается царство Дени Дидро. Почти четверть века, с 1759 по 1781 год, писатель делал подробные обзоры парижских выставок, которые публиковал в «Литературной корреспонденции» своего друга Ф. М. Гримма, рукописной газете, рассылавшейся по подписке просвещенным европейским монархам и владетельным князьям. Кажется, что одной из их задач был детальный рассказ обо всех примечательных работах. В этих залах многие произведения сопровождаются пространными цитатами из этого сочинения.

Карл Ванлоо. Амур, стреляющий из лука
Карл Ванлоо. Амур, стреляющий из лука

К примеру, "Амура, стреляющего из лука" Дидро разносит в пух и прах. "Художнику следовало бы поместить лук у середины груди Амура. Здесь же дуга лука слилась с тетивой, а то и другое - с фигурой ребенка. Вся длинная стрела превратилась в маленький поблескивающий наконечник, да и то едва различимый. Вся поза Амура неверна..."

Чуть менее суровым он оказался к "Рождеству" Франсуа Буше. Начав с критики: "Признаю, что колорит его фальшив, а краски слишком ярки", он неожиданно заканчивает обзор фразой: "Я бы не рассердился, если бы мне подарили эту картину". Между прочим, написана она по заказу фаворитки короля мадам де Помпадур.

Франсуа Буше. Рождество
Франсуа Буше. Рождество

Были у Дидро и любимчики. Один из них - Жан-Батист Грёз. Он подробно и сочувственно разбирает его картину "Сыновнее почтение".

Отмечая отдельные недостатки, Дидро подчеркивает воспитательную роль картины - одним словом, действует в соответствии с собственной доктриной Просвещения.

Для меня одним из открытий на этой выставке стали работы ученицы, а затем и невестки Фальконе Мари Анн Колло. Вот ее портрет Дени Дидро.

Мари Анн Колло. Портрет Дени Дидро
Мари Анн Колло. Портрет Дени Дидро

А вот - портрет князя Д.А. Голицына, российского посланника в Париже, по приглашению которого она вместе с Фальконе в 1766 году приехала в Санкт-Петербург.

Мари Анн Колло. Портрет князя Д.А. Голицына
Мари Анн Колло. Портрет князя Д.А. Голицына

Словом, выставка получилась очень интересной, многое для меня, рядового любителя живописи, было открытием. Тем более, что на нее прибыли экспонаты из Эрмитажа, Исторического музея, Тверской областной картинной галереи, Музея-заповедника «Архангельское», Русского музея, музеев-заповедников «Павловск» и «Останкино и Кусково», а также из Российского государственного архива древних актов, Российской национальной библиотеки, Российской государственной библиотеки и частных коллекций.

И все же стоило мне увидеть маленький этюд Рубенса "Голова старика", чтобы тут же понять: салонная живопись - не моё...

Питер Пауль Рубенс. Голова старика
Питер Пауль Рубенс. Голова старика