Спойлер: у меня про это (и не только) есть уже целый курс.
Сегодня я хочу рассказать побольше о глазах. О том, как достаточно просто снизить уровень стресса от визуальной стимуляции. То есть, как сделать так, чтобы глаза не уставали, и не только.
Есть ещё такое понятие, как координация "рука-глаз". Среди многих других, тоже важных, координация она занимает особое место. Что это вообще такое? Это, если упростить, особая нейронная связь, которая позволяет совершать сложные действия типа чтения и письма, работы с клавиатурой, ручным инструментом и так далее.
Вообще, если почитать А. Бернштейна, который много занимался биомеханикой, можно много занятного узнать. И всё это уже давно изученная сфера. Но о ней в глянцевых пабликах не пишут и на курсах коучей не рассказывают))
И вот что оказывается-то. Часто на работу по координированию глаз, рук, пальцев и так далее мозг тратит намного больше ресурсов, чем мог бы. То есть, работает менее эффективно. Соответственно, и сам он, и всё, что он контролирует, быстрее устаёт, жизнь теряет смысл, что сказывается и на эмоциональном фоне, и на работоспособности и, вы удивитесь, вообще на всём.
Делать-то что, Пал Саныч? Пугаешь тут, а путного ничего не говоришь, не советуешь, как масон какой, или этот, как его... Ну вот этот.... Ты понял.
На самом деле всё, конечно, не так страшно, как, например, пугают во всяких там рекламах чего-нибудь. Но работоспособность - это такая штука, которой никогда не бывает слишком много. А усталости, наоборот, никогда не бывает слишком мало. Поэтому давайте разберёмся, что можно и нужно делать для того, чтобы уменьшить визуальный стресс, расширить суженные границы зрительного поля и, как результат, повысить продуктивность работы за компьютером, эффективность чтения, письма и некоторых других процессов.
Что, даже так?
Да, даже так.
1. Если этого ещё не сделано, возьмите себе за правило всё увлажнять 😉 То есть, пейте регулярно воду. Нет, не из большой посуды. Просто пару глотков за приём, но достаточно часто. Примерно раз в 15-20 минут (или полчаса) во время работы. Очень полезным будет увлажнитель воздуха.
Мозг - штука интересная. При том, что его масса относительно массы тела - это 1-2 процента, кушает он около 20 процентов всех ресурсов. Глюкозы, например. Или воды.
Так же и слизистые оболочки наши очень воду любят. И не любят пересыхать. Чтобы не тратиться в дальнейшем на лечение синдрома сухого глаза, проще и дешевле будет позаботиться о своевременном поступлении влаги в организм.
2. А теперь, собственно, джедайская магия 😊
Несколько очень простых упражнений, которые мне помогают, например, войти в рабочий ритм, не заснуть во время нудных занятий, существенно облегчают мой врождённый нистагм, детям (не тем, которых я учу информатике, помоложе), с которыми я работал, существенно помогли ускорить освоение чтения, письма и счёта (не только эти, конечно, но эти - в первую очередь).
Предупреждаю. У всех этих упражнений есть названия. Странные коммерческие названия, которые иногда даже дискредитируют науку. Я их тут приводить не буду. Кстати, лучше их на видео посмотреть, но в статью видео вставлять не буду, это тема отдельная, да и курс есть.
Сначала попить воды, потом браться за упражнения, так толку будет больше.
Нумер раз:
Есть у нас такие подключичные ямки. Там, где грудина и ключицы соединяются. Массируем их обе одновременно пальцами одной руки, положив при этом другую руку на пупок. Не поглаживаем, не стремимся продавить до позвоночника, а именно массируем. Может быть больновато поначалу. Глаза при этом неторопливо двигаются по горизонтали - вправо-влево, влево-вправо. Ещё раз говорю, НЕТОРОПЛИВО.
Полминуты-минуту поделали - меняем руки.
Пользительность: повышается концентрация внимания при слежении по горизонтали - восприятие букв, слов в строке. Облегчается и обогащается процесс ассоциации - визуального представления абстрактных вещей, что ведёт к лучшему запоминанию. Мир становится ярче и интереснее)) При письме, особенно у детей, выправляется процесс написания слова - иногда дети путают местами буквы, или отображают их зеркально, так вот, это уходит.
Если что, я прекрасно знаю, что такое дислексия и дисграфия)) И как с этим справляться. У меня много разных талантов))
Нумер два:
Массируем ямку за сосцевидным отростком черепа (такой кругловатый выступ за ухом). Другая рука в это время лежит на пупке. Взгляд расслаблен, рассредоточен, задумчиво устремлён вдаль. Можно попеременно смотреть то вдаль, то на кончик носа, например. Руки тоже следует поменять через минуту или меньше.
Пользительность: облегчается перефокусировка глаз. Легче переключаться между далёкими и близкими объектами. Снимается напряжение, усталость. По моим персональным наблюдениям, стабилизируется артериальное давление. Облегчается процесс вспоминания ранее изученной информации.
Нумер три:
Пальцами массируем зону над верхней губой, другая рука в это время лежит на копчике. Взгляд направлен вверх. ВАЖНО: голову поднимать не надо. Старайтесь поднять выше именно взгляд, настолько, насколько это будет комфортно. Около минуты выполняем, меняем руки.
Пользительность: вместе со следующим упражнением повышает эффективность восприятия объектов при слежении по вертикали - построчное чтение (иногда бывает, что строку пропускаешь, и смысл теряется). Быстрее развивается абстрактное мышление (это, кстати, всеобщий юношеский недостаток в наше время - у большинства оно в зачаточном состоянии). Улучшаются математические способности.
Нумер четыре:
Пальцами массируем зону под нижней губой, вторая рука лежит на лобке, пальцы смотрят вниз. Взгляд тоже направлен вниз. Тоже смена рук подразумевается.
Пользительность: позволяет глубже сосредоточиться на организационных и вычислительных задачах. Вместе с упражнением выше (нумер три) облегчает восприятие объектов при слежении по вертикали.
Нумер пять:
Знаете, как выглядит математический знак бесконечности? Повалите восьмёрку набок, если не знаете. Повалили? Это будет траектория, по которой будут двигаться наши руки и следящие за ними глаза.
Выполняется проще, чем может показаться. Держим руку перед собой, смотри на ноготь оттопыренного большого пальца (как будто ставим Пал Санычу нравлик за статью и вообще). Неторопливо описываем рукой эдакую лежачую восьмёрку. Глазами следим за этим ногтем. Движение ногтя и взгляда - из центра вверх, хотя принципиальной разницы нет. Налево или направо? Тоже практически неважно. Вторая рука - где угодно, лишь бы не мешала.
Сделали, описали семь-восемь таких восьмёрок? Медленно, не спеша. Тогда меняем руки.
А потом сплетаем руки в замок, смотрим уже на два оттопыренных пальца (дважды нравлик Пал Санычу). И то же самое выполняем.
Пользительность: повышение выносливости при письме и чтении, выправление почерка, развитие нейронных связей между полушариями, что облегчает передачу сигналов между ними. Повышение продуктивности при работе, задействующей глаза и руки.
Понятно, что это не панацея от всего. Но штука весьма простая, эффективная, ненапряжная и можно без отрыва от работы выполнять.
И да, это просто маленькая подборка из достаточно обширного комплекса "Гимнастика мозга", разработанного в начале восьмидесятых годов двадцатого века Полом Деннисоном. Понятно, что упражнения - это не его изобретение, а компиляция из многих интересных вещей. Однако, наверное, одна из первых попыток изложить всё простым языком и без мистических наворотов. И да, напоминаю, мы же за науку, да?)) Кинезиология - это про науку. Про медицинскую. Хороший такой кусок физиологии. И психофизиологии.
Да, ребят, во всём мире вокруг этого всякие ушлые люди наворотили столько мракобесия и дешёвой мистики, что жуть берёт. Им никому верить нельзя. Мне - можно 😉
Помимо вот этих простеньких восьмёрок есть интересная методика профессора Владимира Филипповича Базарного, пожалуй, одного из крупнейших специалистов по технологиям сбережения здоровья. С его разработками любому человеку, имеющему отношение к образованию, было бы невредно ознакомиться. Так вот, В. Ф. Базарный предлагает следующую методику:
1. 15-20 колебательных движений глазами по горизонтали
2. 15-20 колебательных движений глазами по вертикали
3. Столько же движений по кругу слева направо
4. Столько же - справа налево
5. Столько же более сложных, описывающих восьмёрки.
Если двигать не только глазами, а следить за пальцем, например, то задействуется больше нейронов. Значит, эффективнее.
И об этом расскажем. В другой раз.
Обнимаю.
Ваш Пал Саныч Рябчиков