В прошлых частях мы познакомились с иностранными тракторами, а теперь начнем знакомство с отечественной техникой. Ее там довольно много, так что повествование придется разбить частей на шесть.
СХТЗ 15/30, 1930
Самый распространенный трактор в СССР в 1930-1940-х годах. Разработан на основе конструкции одного из лучших тракторов того времени McCormick Deering 15-30, производившегося американской компанией International Harvester. С 1930 года выпускался на Сталинградском тракторном заводе. Год спустя к производству присоединился и Харьковский тракторный завод. Выпуск этого трактора был свернут в 1937 году, однако после войны возобновлен на Московском авторемонтном заводе, где он производился до 1950 года.
Характеристики:
- Двигатель - четырехцилиндровый керосиновый объемом 6.255 л, мощностью 30 л.с.
- Диапазон скоростей движения, км/ч - 3.5 - 7.4
- Коробка передач - четырехступенчатая
- Полная масса - 2 721 кг
- Произведено экземпляров - 390 500
Универсал - 2 (У-2), 1944
Еще один трактор, скопированный с американского, выпускавшегося компанией International Harvester. На сей раз образцом для подражания послужил Farmall F-20. Предназначался трактор для междурядной обработки сахарной свеклы и других низкорослых сельскохозяйственных культур.
С 1934 по 1940 год производился на заводе "Красный Путиловец" в Ленинграде, а с 1944 по 1955 - на Владимирском тракторном заводе (это был первый трактор, выпущенный на данном предприятии).
"Универсал" стал первым советским трактором, который экспортировался за границу - в Голландию, Иран и Турцию.
Характеристики:
- Двигатель - четырехцилиндровый бензиновый объемом 3.62 л, мощностью 22 л.с.
- Диапазон скоростей движения, км/ч - 3.9 - 8.1
- Коробка передач - трехступенчатая
- Полная масса - 2 108 кг
- Произведено экземпляров - 211 500
КД-35, 1947
Аббревиатура расшифровывается как "Кировец дизельный", число обозначает мощность движка.
В 1944 году Липецкий тракторный завод приступил к производству тракторов К-35 с карбюраторным двигателем, который в 1947 году заменили на дизель. Так и появился КД-35, выпускавшийся на данном заводе до 1960 года. Кроме ЛТЗ этот трактор производили на Минском тракторном завода в 1950-1951 гг, а с 1951 года также и на Брашовском тракторном заводе в Румынии.
КД-35 оказался редким долгожителем - вплоть до 1973 года его основные узлы устанавливали на тракторах Т-38 и Т-38М.
Характеристики:
- Двигатель - четырехцилиндровый дизельный объемом 4.08 л, мощностью 35 л.с.
- Диапазон скоростей движения, км/ч - 3.8 - 9.1
- Коробка передач - пятиступенчатая
- Полная масса - 3 700 кг
- Произведено экземпляров - 113 600
ХТЗ-7, 1950
Первый советский малогабаритный трактор. Также это один из первых тракторов в СССР, оснащенных пневматическими шинами. Конструкция безрамная - все усилия идут на картеры агрегатов. У трактора имеется боковой вал отбора мощности на приводной шкив. Клиренс и ширину колеи можно было изменить вручную - путем переворота бортовых редукторов и за счет перестановки колес наизнанку, так сказать.
С 1950 по 1956 год трактор производился на Харьковском тракторном заводе и на Харьковском заводе тракторных самоходных шасси.
Характеристики:
- Двигатель - двухцилиндровый бензиновый объемом 1.32 л, мощностью 12 л.с.
- Диапазон скоростей движения, км/ч - 4.1 - 12.7
- Коробка передач - пятиступенчатая
- Полная масса - 1 302 кг
- Произведено экземпляров - 48 000
ВгТЗ ДТ-54, 1950
Трактор создан на базе довоенной модели СХТЗ-НАТИ, но отличается от предка большей надежностью и экономичностью. Выпускался с 1949 по 1963 год на Сталинградском тракторном заводе, с 1949 по 1961 на Харьковском тракторном заводе, с 1952 по 1979 год на Алтайском тракторном заводе. Стал одним из самых массовых советских тракторов - всего было произведено немногим менее миллиона экземпляров.
ДТ-54 поставлялся на экспорт в 36 стран мира. А китайцы производили трактор по лицензии, и даже перегнали СССР по количеству выпущенных экземпляров - наклепали свыше миллиона штук. Он, кстати, стал первой массовой машиной, выпускавшейся в КНР.
А еще этот трактор засветился во многих фильмах. Самый известный - "Дело было в Пенькове" (там герой Тихонова на нем трудился).
Характеристики:
- Двигатель - четырехцилиндровый дизельный с вихрекамерным смесеобразованием объемом 7.45 л, мощностью 54 л.с.
- Диапазон скоростей движения, км/ч - 3.6 - 7.9
- Коробка передач - пятиступенчатая
- Полная масса - 5 400 кг
- Произведено экземпляров - 957 900
Продолжение следует...