– Однажды мы вместе с моим тибетским наставником взбирались на крутой высокий холм, где стоял наш монастырь. И хоть мой наставник был намного старше меня, казалось, что он не поднимается вверх, а скользит легко и непринужденно. Мне же каждый новый шаг давался с трудом. Я дышал так, как дышат собаки, когда им жарко. Когда мой наставник заметил, как я задыхаюсь, он покачал головой и сказал, что мне следует овладеть наукой дыхания, – такую историю вспоминал буддийский монах, доктор медицины, писатель Лобсанг Рампа.
В монастыре наставник Лобсанга Рампы дал ему несколько наставлений об искусстве дыхания. Он рассказал о четырех методах дыхания и объяснил, почему человеку необходимо дышать через нос. А затем наставник Рампы познакомил своего ученика с тем методом дыхания, который тибетские ламы используют для продления жизни.
«Ты сможешь легко взбираться на крутой холм, не задыхаясь»
Когда Лобсанг Рампа и его наставник поднялись к монастырю, последний попросил подать им чай. По словам писателя, ни один тибетец не ведет серьезный разговор без чая. И когда напиток был подан, наставник Рампы сказал:
– Лобсанг, сегодня ты потратил много сил на то, что не требовало напряжения. Поэтому ты устал и запыхался подобно старику. Если ты научишься дышать правильно, ты сможешь легко взбираться на крутой холм, не задыхаясь.
Наставник рассказал Рампе о том, что есть несколько способов дыхания. Первый из них – верхнее дыхание – является наиболее нездоровым. Потому что в нем участвует лишь часть легких. Человек, который дышит таким способом, вдыхает наименьшее количество нового воздуха, оставляя внутри себя много старого воздуха.
– Когда наставник демонстрировал этот способ дыхания, я заметил, как его тело напрягается. Лама объяснил мне, что таким образом дышит подавляющее количество людей, которые живут вне Индии и Тибета, – вспоминал Лобсанг Рампа.
Второй метод дыхания называют средним. Другое название – реберное дыхание. При нем диафрагма остается практически не задействованной. Третий метод дыхания – нижнее, или диафрагменное дыхание. Как и первый, эти способы также нехороши, потому что в процессе такого дыхания старый воздух застаивается в легких, а это приводит к возникновению отдышки и развитию недугов.
– Я слушал наставника, удивленно приоткрыв рот. Прежде я не задумывался о том, что можно дышать неправильно. Между тем лама продолжал свои наставления. Он заметил мое удивление и заговорил о том, что человеку важно не только правильно дышать, но и держать при этом рот закрытым, – пояснял Лобсанг Рампа.
Наставник Рампы относил привычку человека дышать ртом к плохой. Потому что, во-первых, дыша через рот, мы не используем фильтры, которые находится в носу. Во-вторых, при дыхании через рот, вдыхаемый воздух согревается слабее, и человек подвергается риску простудиться. Все это приводит к тому, что со временем нос начинает плохо дышать, возникают головные боли и другие расстройства.
Рампа учится полному дыханию
Итак, чтобы научиться дышать полным дыханием, нужно держать спину ровно, а руки должны свободно свисать по бокам. При этом можно сидеть или стоять.
Наставник Рампы не зря рассказал ему о трех способах дыхания, так как знания о них потребуются в процессе тренировки полного дыхания. Чтобы сделать полный вдох, нужно сначала заполнить воздухом верхнюю часть легких, после этого среднюю, затем задействовать диафрагму и наполнить воздухом живот.
– Вдохнув таким образом как можно больше нового воздуха, с выдохом нужно избавиться как можно больше от старого. А это значит, что вдох по продолжительности должен быть равен выдоху. В одном цикле вдоха и выдоха потребуется дважды задерживать дыхание, – пояснял Лобсанг Рампа.
Чтобы контролировать длительность вдоха и выдоха, наставник Лобсанга Рампы предлагал ему считать пульс. Рампа делал вдох на протяжении шести ударов, затем задерживал дыхание на три удара, после этого выдох на шесть ударов, а затем задержка дыхания на три удара.
Лобсанг Рампа описывал свои ощущения во время первого обучения полному дыханию. Во-первых, он отметил, что дышать стало гораздо легче. Через пару минут глубоких вдохов и выдохов, по словам Лобсанга Рампы, он с удивлением обнаружил, что цвета вокруг него стали более яркими. А еще спустя несколько минут самочувствие ученика существенно улучшилось.
Сколько же нужно дышать полным и очищающим дыханием? Наставник Рампы обращал внимание на то, что дышать подобным образом можно столько, насколько хватит желания, не допуская утомления.
– Доводить себя до утомления дыхательными упражнениями не следует, так как в таком случае от них не будет никакой пользы. Занятия должны приносить бодрость, освежать, улучшать самочувствие, а не наоборот, – пояснял Лобсанг Рампа.