- Мама! Я не знаю, что мне делать? В школе проходу не дают, женатиком дразнят. Дома у нас с тобой все какие-то обиды, у Иришки невозможно жить, тете Наде все неладно. Не так сел, не то сказал.
Начало. Глава 1.
Надежда фыркнула, толкнула кулаком в плечо Александра
- Вот, я тебе говорила, вчера надо было прийти, а ты: «Успеется, сначала свой огород обиходим, Женя обещала же, куда торопиться?» Тюфяк, всю жизнь тебя толкать, да подталкивать надо. Видишь, чего она говорит, не будет у Игоря дома.
- Не будет, так не будет! Не отбирать же силой.
- Пошли, давай! Чего тут торчать без толку? Ну, Женька, обижайся на себя! Считай, что потеряла ты сына. Мы его заберем, рабочие руки в доме не лишние. Ты с кем останешься?
- Это, Надежда, не твоя забота, с кем я останусь. Игорь сам разберется, где и с кем ему жить.
- Ой, я совсем позабыла! У тебя же замена Сереге есть. Говорят, очень даже ничего мужчина, молодой, свободный, богатый. Как у тебя все ладненько получилось, сына взрослого нам спихнула, а то как бы ты при нем мужика в дом привела? Дочь маленькая, папка ей в самый раз будет.
Женя внутренне сжалась, собралась, чтобы не расплакаться, не показать, насколько ей больно от несправедливых слов бывшей подруги. Ефросинья, стоявшая за ней, опустила с рук Анюту на землю, шагнула вперед.
- Чья бы корова не мычала, а твоя бы помолчала. Ты вспомни себя. При живом мужике бегала к другому. Если бы не твой поганый язык, я бы тоже молчала, хотя твой Сашка и без меня все знает. Так что, золотая, не тебе людей судить. Вся порода у вас такая, бабка такая была, и дочь вся в тебя.
- Ой, кто бы говорил? Старая карга, сама-то сколько мужиков сменила. Ни один не задержался надолго, дед Антон тоже бросит тебя, хоть ты расшибись, помогай его дочери, с внучкой его водись. Тьфу, на тебя!
Обернувшись к мужу рявкнула
- Чего стоишь, твою жену оскорбляют, охаивают, ты стоишь, молчишь!
- Все сказала? Шагай теперь домой, да шустрее, не собираюсь я, как баба ругаться, да еще в чужом подворье. Жень! Извини! Ты правильно сделала, что сама взялась за свою землю. Если нужна будет помощь, обращайся, помогу. За Игоря не переживай, парень не глупый, ты права, он разберется.
Ушли. Женя взяла на руки дочь
- Пойдем, баба Фрося, лопаты в сарай поставим, да двинемся домой. Нехорошо как-то получилось, обещала я Наде оставить земли, а потом отказала. Сильно обиделась Надежда. Свекровь наказывала мне не ссориться с ней.
- Тю, нашла, о чем переживать! Это же Надька! Она сейчас разоралась, завтра прибежит, как ни в чем не бывало. Пойдем-ка, лучше к нам. Я с утра тесто поставила, дед просил кислых лепешек. Сейчас нажарим на керосинке, чаю напьемся, отдыхать будем. Я семечек накалила, посидим у ворот, пощелкаем, на народ поглазеем.
- Не привыкла я, баба Фрося, у ворот сидеть. А вот от лепешек твоих не откажусь. Пошли. Потом за Аннушкой приглядишь, мне на кладбище надо?
- Евгения, опять на кладбище? Ну, что ты на самом деле? Разве можно так изводить себя.
- Баба Фрося! Через пять дней годины у Сережи. Хочу ему на мо.илу незабудки посадить. Он их очень любил.
- Если только так. Не вздумай там сидеть и реветь. Дай ему покою.
Женя на кладбище не задержалась, нехорошо каждый раз дочку на стариков оставлять. Они немолодые и без того устают. На обратном пути зашла за дочерью к деду, а ее там нет. Дед у сарая что-то стругает, Ефросинья грызет семечки, сидя на отмытом до бела крыльце.
- За Анюткой пришла? Нет ее, недавно Игорь заходил, забрал.
- Один был, без Иры?
- Один, да потерянный какой-то.
- Ой, пойду, узнаю, может мириться пришел. Мы ведь с ним крепко повздорили из-за бабушкиного дома, будь он неладен.
Игорь дометал двор, малышка тоже махала полынным веником.
- Мама пришла! Игорь мне метлу сделал! Я мету, я большая.
- Большая, большая! Сынок, отец на закате никогда двор не подметал, говорил, что это нужно делать рано утром. Да, ладно, один-то раз не беда. Дометай, да пойдем в дом, ты, поди, голодный?
- Нет, мам, я ел, нашел у тебя в холодильнике суп, разогрел. Чайник поставишь, чаю свежего хочется.
- Ладно, сын, сейчас!
Радостно стало на душе у Жени. Она вздохнула глубоко и задышала вольно, словно путы, стягивающие ее грудь, ослабли, разорвались. Заварила чай, поставила на стол вишневое варенье, конфеты, халву. Выглянула во двор. Игорь сидел на лавке, держа на руках сестренку, и что-то ей рассказывал. Женя приоткрыла окно
- Ребята, идите, чай готов.
Игорь пил чай, стараясь делать вид, что ничего не случилось, но явно смущался, избегал смотреть матери в глаза. Женя допила свою чашку, отодвинула от себя
- Сынок, я вижу, ты хочешь поговорить. Не молчи, говори, я слушаю
- Мама! Я не знаю, что мне делать? В школе проходу не дают, женатиком дразнят. Дома у нас с тобой все какие-то обиды, у Иришки невозможно жить, тете Наде все неладно. Не так сел, не то сказал. Так обидно стало сегодня, я и не понял, в чем дело, она как на меня понесла: «Тебя только не спросили, навязался на нашу голову. Еще в моем доме он мне советы будет давать».
- У Надежды такой характер, Игорь. Ты долго дружил с Ирой, должен бы знать, как они живут, чем дышат.
- Знал я, только думал, что Ира не такая. А она с каждым днем злее становится, просто язва какая-то.
- Сынок, ей тоже не сладко, сама еще ребенок, уже беременная, тяжело это. Еще, наверно, злится из-за дома. Мать, поди ей покоя не дает. Ты поговори с ней, если уж весь сыр-бор из-за дома бабушки, я напишу завещание, но подарить не смогу.
- Дело не только в этом. Мама! Это не та Иришка, которую я любил, это совсем другой человек. Она была веселая, с ней было интересно. А сейчас вечно заплаканная, недовольная всем, сидит в неубранной комнате, кругом нее крошки, обертки от конфет. Неужели нельзя за собой чашку помыть. Попьет чай, ставит кружку куда попало, потом другую кружку берет. И она так много ест!
- Приехали! Любил, стало быть уже не любишь?
- Наверно, нет. Что мне теперь делать, мама?
- Я не знаю, сын. И никто тебе не ответит на этот вопрос. Мне кажется, нужно тебе пореже бывать у Ирины, пусть спокойно доходит, родит, потом видно будет. Может она изменится, ты на нее посмотришь другими глазами.
Тебе сейчас главное, сдать экзамены, как можно лучше. Надо получить специальность. Очно тебе не удастся учиться и поступать нынче нет смысла. Все равно в Армию заберут. А вот после Армии тебе хороший аттестат понадобится, поступать заочно будешь, хорошо?
- Согласен, мама! Поговорил с тобой и легче стало. Да, не надо никакое завещание писать. Если я Ире нужен из-за дома, мне-то она зачем нужна?
Продолжение читайте здесь: Глава 51