Найти тему

ОБЗОР ПЛАСТИНКИ: DUKE ELLINGTON & JOHN COLTRANE LP (ДЮК ЭЛЛИНГТОН & ДЖОН КОЛТРЕЙН)

DUKE ELLINGTON & JOHN COLTRANE LP
DUKE ELLINGTON & JOHN COLTRANE LP

Хотя сейчас этот LP считается настоящей классикой, в момент выхода он не получил единодушного одобрения критиков, о чем свидетельствует рецензия Чарльза Фокса, опубликованная в октябре 1963 года в британском журнале Gramophone (который также рецензировал другую важную совместную работу Эллингтона того года, Money Jungle): "Фортепианная игра Дюка Эллингтона в последние годы скорее вошла в свою колею. Выступая в стиле, который не поддается жесткой классификации (однажды я описал его как нечто среднее между Вилли "Львом" Смитом и Телониусом Монком), Эллингтон стал, если можно так выразиться, еще более дерзким в свои осенние годы. Один из результатов этого можно найти на этой пластинке, где Дюк выступает с музыкантами, которые обычно не приходят ему на ум в качестве естественных партнеров. Самым радикальным противостоянием, несомненно, является то, где Эллингтон сталкивается с Джоном Колтрейном. Она также является наименее удовлетворительной. Проблема здесь в том, что мы получаем двух музыкантов, у которых очень мало общего. Гармоническая концепция Эллинатона - это концепция романтика; он мыслит в терминах текстуры, импрессионизма, чувственности. Колтрейн, напротив, посвятил себя жесткому штурму аккордовой структуры джаза, расщепляя ее, занимаясь скорее последствиями гармоний, чем самими нотами. По сути, мы получаем музыку двух совершенно несовместимых исполнителей. (Заметно, что всякий раз, когда Колтрейн начинает солировать, Эллингтон обычно выпадает из игры). Ритм-секции - Джимми Гаррисон и Элвин Джонс из квартета Колтрейна, Аарон Белл и Сэм Вудард из группы Эллингтона - меняются на протяжении всей пластинки, но, вероятно, наивысшая степень интеграции достигается, когда Колтрейна поддерживают его собственные люди. Ведь именно Колтрейн, в конечном счете, обеспечивает самую стоящую музыку. В конце концов, он находится в довольно доминирующем положении и может навязать свою музыкальную индивидуальность сессии легче, чем Эллингтон. В результате он исполняет несколько довольно хороших соло, используя как сопрано-, так и тенор-саксофоны. Пожалуй, лучшими композициями являются "Big Nick" (мелодия Колтрейна, скорее похожая на "Narcissus") и "The Feeling of Jazz" Эллингтона, в которой Колтрейн с удовольствием и непринужденно играет блюз. Общее впечатление, однако, - это беспокойство, LP, который хорош только в приступах".

"Для меня было большой честью иметь возможность работать с Дюком", - объяснил саксофонист после их совместной работы. "Это был замечательный опыт. Он установил стандарты, которые я еще не догнал. Я бы хотел еще раз проработать все эти номера, но тогда, думаю, в выступлениях не было бы той спонтанности. И, возможно, они не были бы лучше!".

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ: Duke Ellington & John Coltrane (Impulse AS30)

DUKE ELLINGTON & JOHN COLTRANE LP
DUKE ELLINGTON & JOHN COLTRANE LP

Тремя основными стилистическими влияниями в джазе были Луи Армстронг, Коулмен Хокинс и Джон Колтрейн.

Представляя каждого из них по очереди Дюку Эллингтону, продюсер Боб Тиле убедительно продемонстрировал значимость позиции Дюка. Эту позицию хорошо описал Бенни Грин в двенадцатом номере британского еженедельника "Scene":

"На самом деле, - говорит Грин, - Дюк Эллингтон появился в мире джаза, чтобы отделить мужчин от мальчиков. Его понимание гармонии и инструментального озвучивания более совершенное, чем у кого-либо другого во всем диапазоне джаза, и причина, по которой многие современные поклонники не могут принять его, не в том, что они слишком современны для Дюка, а в том, что Дюк слишком современен для них".

Грин пишет как музыкант, а между музыкантами и критиком-спекулянтом публики часто существует заметное расхождение во мнениях, но мало кто сомневается, что Джон Колтрейн, самый авангардный из авангардистов, согласился бы с ним.

"Я бы очень хотел разобраться во всех песнях Дюка", - сказал Джон спустя несколько недель после прослушанной здесь сессии. "У меня такое чувство, что в его музыке можно многое узнать. Он так много сделал, и если ты сможешь поработать над этим, то, возможно, через пять лет или около того ты сможешь по-настоящему проникнуться этим. Однажды я работал с Джонни Ходжесом, и это было самое близкое знакомство с Дюком до этого момента. Они оба - короли в моей книге".

В этом наборе пять номеров Эллингтона и один Билли Стрэйхорна, и заслуга саксофониста в том, что он так успешно и умело "породнился" с ними за столько часов, сколько лет ему было нужно.

Сегодня довольно часто в студии звукозаписи собираются джазовые музыканты, которые не только никогда ранее не работали вместе, но зачастую даже не встречались. Предполагается, что такие встречи должны стимулировать артистов и приводить к созданию стимулирующей музыки. Чаще всего результатом становится напряженная, необщительная музыка, которая отражает личные отношения между ее создателями.

Несмотря на разницу в происхождении и опыте, на этой сессии, тем не менее, ощущалось исключительное отсутствие напряжения. Для Эллингтона, который руководил большим джаз-бэндом дольше, чем кто-либо другой в истории музыки, контекст малой группы всегда казался продуктивным. Это дает ему как больше, так и меньше ответственности. Как пианист, он более заметен, но как лидер слушателей его роль, очевидно, менее тяжела.

Для Колтрейна это событие несло значительные музыкальные обязательства. "Для меня было большой честью, - говорил он потом с характерной скромностью, - иметь возможность работать с Дюком. Это был замечательный опыт. Он установил стандарты, которые я еще не догнал. Я бы хотел еще раз проработать все эти номера, но тогда, думаю, в выступлениях не было бы той спонтанности. И, возможно, они не были бы лучше!".

Дюк, безусловно, ценил эту спонтанность. Когда вставал вопрос о повторной съемке одного номера, он говорил: "Не просите его сделать еще один. В итоге он будет подражать самому себе".

DUKE ELLINGTON & JOHN COLTRANE LP (Side A)
DUKE ELLINGTON & JOHN COLTRANE LP (Side A)

SIDE A:

  1. IN A SENTIMENTAL MOOD 4:14
(Duke Ellington)
  2. TAKE THE COLTRANE 4:42
(Duke Ellington)
  3. BIG NICK 4:27
(John Coltrane)
  4. STEVIE (Duke Ellington) 4:22(Duke Ellington)

Они хорошо ладили друг с другом. Каждый прибыл со своими ритм-группами. Два барабанщика вскоре отправились в ближайший бар в поисках топлива, басисты впали в дружескую беседу, а два лидера спланировали программу. Затем, пока Дюк сидел за роялем и намечал планы первых номеров, Джон зажег первую из нескольких длинных коричневых сигар. Была создана и поддерживалась очень многообещающая, непринужденная атмосфера.

На открывающей композиции "In a Sentimental Mood" Колтрейн сразу же доказывает свою способность выразительно играть красивую мелодию. Он придает ей тоскливое, медитативное качество, абсолютно правильное, передающее уважение и привязанность к музыке и ее композитору. Как будто он посвятил себя поиску - и звучанию - максимально возможного в ней. Соло и вступление Дюка кажутся очень созвучными концепции Колтрейна. На басу здесь играет Аарон Белл, на ударных - Элвин Джонс.

Фортепианное вступление Дюка к "Take the Coltrane" подтверждает утверждение Бенни Грина о его "современности". На самом деле, конечно, великие джазовые музыканты никогда не бывают "современными" в узком смысле этого слова. Они вне времени, и фортепиано здесь свежее и захватывающее. Когда Колтрейн переходит к более дискурсивной форме импровизации, пианист выкладывается, но бас Джимми Гаррисона, обеспечивающий основу, проходит сквозь него. На фоне этого, а также быстрого, переменчивого взаимодействия паттернов и акцентов Элвина Джонса, игра саксофониста становится своего рода контрапунктом. Эти три музыканта, привыкшие работать вместе, вносят равный вклад в ансамблевый эффект, и все они пользуются большой степенью свободы. На последующих треках роль Аарона Белла и Сэма Вудьярда в основном аккомпанирующая. Хотя она более определенная, она также очень устойчива, и часто кажется, что она влияет на Колтрейна в различных и полезных направлениях.

"Big Nick" означает Big Nick Nicholas, превосходный тенор-саксофонист, которого Колтрейн помнил еще по временам работы с Диззи Гиллеспи. "Вспоминая, - говорит Джон, - казалось, что в нем есть что-то, что подходит к стилю, в котором он любил играть. Но, может быть, нет?" Его решение сыграть ее на сопрано, безусловно, оставляло поле для деятельности Большого Ника! Он издает характерный и определенно земной звук сопрано. Временами он напоминает гармонику, а в других случаях - волынку и "Кэмпбеллы идут", ун-ху, ун-ху. Что касается пригодности номера для Эллингтона, Джон не сомневался. "То, как он играет, - сказал он, - он может сыграть все, что угодно!" И Дюк вступает на сцену с необычайно изящным фортепиано. Два других участника квартета - Гаррисон и Джонс.

"Stevie" - это блюзовый оригинал для племянника Дюка, Стивена Джеймса, увлеченного молодого барабанщика, который, как известно, занял место Сэма Вудьярда в группе Эллингтона. Он также является большим поклонником Джона Колтрейна и Элвина Джонса, так что этот союз столь любимых им людей должен доставить ему большое удовольствие. Ритм-секцию на этой пластинке дополняют Аарон Белл и Сэм Вудьярд, которые создали непринужденную и интегрированную основу для двух солистов.

DUKE ELLINGTON & JOHN COLTRANE LP (Side B)
DUKE ELLINGTON & JOHN COLTRANE LP (Side B)

SIDE B:

  1. MY LITTLE BROWN BOOK 5:20 (Billy Strayhorn)
  2. ANGELICA 6:00 (Duke Ellington)
  3. THE FEELING OF JAZZ 5:32 (Duke Ellington-George Simon-Bobby Troup)
  4. I GOT IT BAD AND THAT AIN'T GOOD 6:13® (Duke Ellington-Paul Francis Webster)

Песня "My Little Brown Book" представляет собой еще одну часть музыкального самоанализа Колтрейна. Это номер Билли Стрэйхорна, из тех, что обычно исполняет Джонни Ходжес, и неторопливость подхода Колтрейна действительно напоминает подход Джонни. В первом припеве он в полной мере демонстрирует красоту линии, и это позволяет ему в дальнейшем исследовать ее с наибольшим эффектом. Белл и Вудьярд чутко подчеркивают все это.

"Angelica" - маленький номер, который Дюк написал для французского фильма, и он вводит его красивым, атмосферным фортепиано. К нему присоединяются Гаррисон и Джонс, Колтрейн отправляется в вихревое турне, пока Дюк выстраивает композицию, но он не заходит так далеко, что основополагающие аккорды не всегда звучат сами по себе в ухе слушателя.

Дюк возвращается, чтобы дополнить картину, и исполнение сохраняет хорошую художественную форму, все четыре музыканта явно работают над общей целью.

"The Feeling of Jazz" - это первая запись новой композиции Эллингтона, которой, несомненно, суждено стать стандартом. Она хорошо подходит Колтрейну, и Дюк звучит с удовольствием, когда он подбирает аккорды для окраски. Вместе они придают номерам вкус и размеры, совершенно отличные от других версий. Ненавязчивый, но надежный бэк-вокал выполнен Беллом и Вудьярдом.

В статье Джина Лиса в ежемесячном журнале "Джаз" есть намек на то, что игра Колтрейна, возможно, "претерпела еще один всплеск быстрой эволюции" в результате этой относительно короткой связи с Эллингтоном. Это более чем возможно, поскольку каталитическое влияние Дюка уникально для джаза. С уверенностью можно сказать только одно: здесь есть теплая, захватывающая музыка, которая приятно удивит как поклонников Эллингтона, так и Колтрейна.
- СТЭНЛИ ДЭНС

DUKE ELLINGTON & JOHN COLTRANE LP
DUKE ELLINGTON & JOHN COLTRANE LP

Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!