Найти тему
Bearingstore.ru

История создания подшипниковых заводов СССР ГПЗ-5

Из-за немецких обстрелов в 1941 году Московский государственный подшипниковый завод №1 был эвакуирован в разные города России. Так у ГПЗ-1 возникли филиалы в Саратове, Самаре, Екатеринбурге и Томске. Томский государственный подшипниковый завод получил 5-й номер.

Военное время

Осенью 1941 года первый эшелон с производственным оборудованием прибыл из Москвы в Томск. Производство решили разместить на территории бывших Красных казарм. Чтобы доставить туда тяжелые станки, необходимо было проложить железнодорожную ветку. Более легкое оборудование транспортировали на одном автомобиле.

К концу осени производство наладили. 21 ноября 1941 года на Томском ГПЗ-5 был собран первый подшипник, до конца года выпустили 40 тысяч изделий.

Запуском томского филиала руководил А. А. Громов — главный инженер московского ГПЗ-1 до октября 1941-го. Поднимать новое производство из Москвы прибыло 140 семей. Из-за нехватки рабочих рук у станков трудились 14-16 летние подростки, которые совмещали 12-часовые рабочие смены с учебой.

За 2 года были запущены кузнечный, роликовый, шариковый и транспортный цеха. Завод выпускал более 2 млн подшипников в год для военной промышленности: самолетов, танков, артиллерийских орудий. За военные годы на ГПЗ-5 выпустили более 9,5 млн подшипников.

После войны

В послевоенное время ГПЗ-5 начал специализироваться на выпуске подшипников для автомобилестроения, железнодорожного транспорта, точных приборов, сельского хозяйства. Выпуск изделий для оборонной промышленности постепенно прекратился.

На заводе в Томске делали и миниатюрные подшипники диаметром 6 мм и весом 3 г, и крупные экземпляры диаметром 40 см и весом более 40 кг.

Для производства мелких приборных подшипников нужно было создать новое подразделение, сконструировать и изготовить оборудование, возвести новые производственные корпуса. Их строительство началось в 1959 году на улице Ивановского.

В конце 1963-го производственные линии были готовы к запуску. Новый завод ввели в эксплуатацию в начале 1964 года в качестве отдельного филиала ГПЗ-5 — Томского завода приборных подшипников (ЗПП ГПЗ-5).

Общежития и многоквартирные дома для работников завода строили силами самого ГПЗ-5. Также в жилых микрорайонах были построены Дворец науки и культуры, спортивный комплекс, школы и детские сады, крытый рынок. У завода появился свой машиностроительный техникум.

Подшипники из Томска поставляли в 31 страну мира, включая Европу и Азиатско-тихоокеанский регион. Одним из самых крупных покупателей ГПЗ-5 стал Китай, который в 60-70-х годах уступал СССР в развитии промышленных технологий. Но после экономических реформ в середине 80-х Поднебесная полностью отказалась от экспорта томских подшипников.

Времена перестройки

В начале 1990-х ГПЗ-5 было приватизирован и реорганизован в ОАО «Ролтом». Предприятие погрузилось в тяжелый кризис из-за экономической ситуации в стране и резкого падения заказов на экспорт.

В 2009 году завод был признан банкротом. В 2010 году предприятие остановилось.

Томский завод-филиал приборных подшипников во время перестройки реорганизовали в ООО «Завод приборных подшипников». Он продолжает работать до сих пор.

Подпишитесь на наш Telegram-канал, если хотите первыми узнавать про наши акции и новинки, быть в курсе новостей отрасли и полезных лайфхаков!