Есть разные мнения психологов на счет отношений между психологом и клиентом вне терапии.
Психоаналитики придерживаются мнения, что терапевтические отношения вообще несовместимы ни с какими другими (дружескими, любовными, партнерскими, деловыми) на протяжении всей жизни.
В психоанализе такие отношения называют инцестуозными: по аналогии с инцестом реальным, когда родственные, кровные связи смешиваются с сексуальными.
Но так категоричны не все направления.
Некоторые допускают такую возможность, но только после полного завершения терапевтических отношений.
Как это происходит:
Клиент приходит на последнюю сессию, подводит итоги, пройденного вместе с терапевтом периода работы, и они прощаются.
После этого должно пройти определенное время (равное X2 длительности терапии) и если у клиента и терапевта есть желание возобновить отношения в другом формате, то в этом не будет нарушения этики и это будет безопасно.
Так почему же не стоит дружить с психологом и ходить к нему на сессии одновременно?
Во время терапии между клиентом и психологом складываются особенные - очень теплые и доверительные отношения, и для кого-то это может быть даже впервые в жизни. Клиент открывается психологу, что очень важно для плодотворной психологической работы, но вместе с этим он становится уязвимым. Чем более клиент открыт – тем более он чувствителен и беззащитен. На сессии для этого созданы все условия, поэтому такое проявление безопасно. На сессии психолог предоставлен клиенту и исследует процесс клиента и показывает его клиенту, идет в трудные места, заостряет проблему, чтобы она стала более явной и могла быть разрешена. Одним словом работает.
Но вне кабинета он не обязан этого делать. Вне кабинета он обычный человек. У психолога могут критически расходиться взгляды с клиентами, он может, например, курить или ругаться матом. В общем быть совсем не таким, как его нарисовали ожидания клиента. И если клиент в неформальной обстановке заметит в поведении своего психолога что-то, что выбивается из его представлений об «идеальном» и «правильном», это скажется на его отношении к специалисту и на будущей работе. Могут включиться защиты или внутреннее сопротивление, а это явно не способствует процессу терапии. Также, во время приятельского общения клиент неосознанно попадает в привычную для себя - очень открытую позицию по отношению к своему психологу-другу и здесь очень легко ранить клиента неосторожный фразой или каким-либо поведением.
Такие отношения – неважно, реальные или символические – в любом случае травмируют, потому что искажают картину мира, путают роли, дают двойные послания, нагружают более уязвимого участника тем, что ему не по силам и не удовлетворяет его потребностей.
Поэтому этический кодекс и гласит, что совмещать одновременно дружбу и терапию нельзя.
А вы разделяете это мнение?