В данной публикации рассмотрим вопрос, который очень часто задают в связи с исполнением закона о маркировке рекламы, а именно нужно ли компаниям маркировать свои посты в социальных сетях, например, VK, ОК, Telegram
Заметим, что на рынке присутствует порой, как паника насчет того, что теперь надо маркировать абсолютно каждый пост, так и позиция полного нигилизма - нет штрафов, значит не будем и маркировать.
Действительно, несмотря на то, что закон о маркировке рекламы принят к исполнению с 1 сентября 2022 года подавляющее большинство участников рынка не маркирует либо не знает как выстраивать свои отношения с ОРД для проведения маркировки и отчетности по ней.
Более того, только в апреле 2023 года ФАС и Роскомнадзор направили в Госдуму поправки в КОАП на обеспечения правовой базы для штрафов за неисполнение закона о маркировки рекламы. На данный момент поправки приняты и официально утверждены Госдумой РФ
Итак, как решался поставленный вопрос?
Для получения полноценной экспертизы по поводу необходимости маркировки бизнесу своих постов в соцсетях были направлены официальные запросы в ФАС для получения официальной позиции органа исполнительной власти по данному вопросу. Это можно сделать непосредственно на сайте ФАС либо через Госуслуги
Поясним, почему именно в ФАС
Вот так выглядит базовый вариант маркировки, который должен присутствовать в том или ином виде в рекламном материале в зависимости от каждого конкретного случая
Согласно закону, именно ФАС отвечает за то, что можно считать рекламным материалом, а что нет. ФАС требует наличия в рекламном материале наличия слова «Реклама» и название юридического лица исходного рекламодателя. А Роскомнадзор уже обеспечивает контроль маркировки рекламного материала непосредственно токеном (erid), который участники рынка должны получать в ОРД (оператор рекламных данных) для обеспечения прозрачности рекламных схем и склейки рекламных цепочек в ЕРИР (единый реестр интернет-рекламы).
В данной статье рассмотрим два примера официальных ответов ФАС по запросам от двух кампаний, так как случаи по ним закрывают практически все нужные нам вопросы по данной теме публикации:
- Продажа автозапчастей Камспартс
- Додо-пицца
Камспартс:
В ФАС был направлен официальный запрос со сканами конкретных постов на предмет экспертизы признания либо нет данных материалов, как рекламные и требующих маркировки.
Пост 1
В нем присутствует описание карточки товара, упоминание бренда, артикула и прочей информации с призывом обратиться и обеспечения доставки товара. Подобные посты в том или ином виде присутствует в большинстве постов, которые ведут интернет-магазины либо производители в своих аккаунтах соцсетей, поэтому он является (как и нижеуказанные) репрезентативным для получения экспертизы из ФАС
Пост 2
В данном посте присутствует очень важная деталь, а именно призыв к действию в виде «Купить». Дело в том, что на различных форумах, телеграм-чатах, посвященных маркировке, присутствовало мнение, что если в посте присутствует призывы к действию типа Купить, Заказать, Обращайтесь и прочие, то пост однозначно является рекламным и требующий маркировки.
Пост 3
Здесь типичный пост насчет распаковки и обзора товара
ФАС отвечает на практике по данным запросам достаточно оперативно для госоргана исполнительной власти - от 20 дней
Какой был ответ ФАС?
Подробный ответ здесь, но выделим наиболее существенное в позиции ФАС России по данному и аналогичным случаея:
А также
Додо-пицца:
Вот некоторые посты, которые были отправлены на экспертизу в ФАС. Подробно запрос от Додо-пиццы здесь
Ответ ФАС по данному запросу. Подробно здесь
По сути, ФАС дал аналогичную трактовку и обозначил свою позицию в отношении сайтов и постов в соцсетях для Додо-пицца, так же как и для Камспартс (см. выше)
Какие выводы можно сделать?
ФАС дает достаточную вольницу и поле для маневра. Указанные посты в запросе, как впрочем вся лента кампаний в социальной сети не нарушает закон о рекламе и не требует маркировки. ФАС также разрешает в постах сообщать об призывах к действию (купить, заказать, обращайтесь и др.), акциях, ценах, мероприятиях, конкурсах, спецпредложениях и прочее в текущей хозяйственной деятельности компаний, при этом не проводя маркировку данных постов. ФАС рассматривает сайт и любой другой интернет-ресурс, принадлежащий бизнесу, как имеющие справочно-информационную сущность и не подлежащие маркировке. Это очень важная информация от ФАС, которая позволяет бизнесу в пустую не маркировать посты в социальных сетях, тем самым не требуется выделять дополнительные трудозатраты по данному вопросу.
Данные кейсы можно смело проецировать на любые иные случаи размещения информации о своих товарах, услугах и мерприятиях (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари, розыгрыши) на своих аккаунтах соцсетей либо иных собственных интернет-площадках, принадлежащих бизнесу.
Однако ФАС оставляет для себя поле для маневра
Об этом она упоминает в официальных ответах
Как бизнесу сделать так, чтобы не попасть под «отдельные случаи»?
Рекомендации для своих постов в социальных сетях, чтобы избежать маркировки и исключить “отдельные случаи”:
- Все посты и сторис должны быть оформлены в едином стиле и ничем не выделяться друг относительно друга. Единый стиль это совокупность стандартов оформления, присущие вашему сайту либо соцсети.
- Нельзя закреплять пост в ленте соцсети про конкретный товар (особенно с указанием артикула), услугу, мероприятие. Закрепление по разному реализовано в различных соцсетях, но оно однозначно подчеркивает особенность данного поста и информации на нем среди других. Кейс про возбуждение дела ФАС против паблика VK подчеркивает с особой острожностью подходить к теме закрепления постов в своей ленте соцсетей
- Баннер на сайте нельзя делать сквозным (всплывающим) про конкретный товар, услугу и мероприятие из каталога. Дело в том, что сквозной баннер может появляться на тех страницах сайта, которые не имеют отношения к контенту данного баннера, следовательно выделяя его информацию на фоне текущей страницы сайта и акцентирует внимание на особенности представленной на нем информации.
- При вставке выделяющегося баннера в пост (в том числе на сайт) пишите про категорию товара (а при клике можно вести и на конкретную карточку товара в каталоге):
Пример: Скидки 30% на немецкую мужскую обувь - этот баннер маркировать не требуется, так как он не акцентирует внимание на конкретном товаре и бренде
Если вам необходимо размещать баннеры в постах соцсетей, то делайте это используя общие формулировки. Например, как это делает на сайте Сбермегамаркет. У Сбера свой ОРД. Они с ФАС и Роскомнадзором на короткой ноге, поэтому приемы, которые использует Сбермегамаркет подойдут всем, кто публикует баннеры на сайте и в постах соцсетей. Зачем тратить ресурсы на маркировку, отчетности по ней в ОРД, когда можно обходить маркировку, указанными рекомендациями?
Как мы видим, во всех баннерах указаны общие формулировки в баннерах. Упоминаются только категории товаров и нигде не присутствует (в приведенных примерах) упоминание конкретного товара либо услуги. Такие баннеры маркировать не требуется и с легкостью можно использовать в постах соцсетей (для подстраховки лучше без закрепов)
Надеюсь, что данный материал и предоставленная экспертиза будут полезны для исполнения закона о маркировки рекламы
***
В моем YouTube и Телеграм вы всегда сможете найти необходимую экспертизу по маркировке рекламы и оформлению отчетности в ОРД, а также получить ответы по вашим кейсам
Рекомендации по моим публикациям на тему маркировки рекламы:
1. Маркировка рекламы в ОРД Билайн (Первый ОРД) для блогеров
2. Инструкции для оформления ОРД Озон для рекламораспространителей
3. Как настроить отчеты в ОРД Сбер для рекламного агентства?
4. Отчеты в ОРД Медиаскаут для блогеров
5. Настройка отчетности в ОРД ВК для блогера
6. Как маркировать рекламы в ОРД Амбердата (ОРД-А) для блогеров?