Расскажу про два фильма о художниках и творчестве вообще :-)
Наверняка вы видели репортажи, о том как какая-нибудь картина уже "ушедшего" автора бьет очередной рекорд стоимости, при этом молодые авторы грустно шутят: "В институте нас научили как создавать произведения искусства, но не сказали, что с этим делать."
Не так давно мне попалась аргентинская комедия "Шедевр", про дружбу не очень успешного арт-дилера и строптивого художника. Галерист безуспешно пытается продать картины, но его друг постоянно всё портит, устраивает скандалы на пустом месте, из-за чего все труды и попытки заработать идут прахом. Денег нет, слава только дурная, но вдруг с художником происходит несчастье, он сначала теряет память, а потом и вовсе умирает, и тут всё резко меняется. Его картины сразу начинают расти в цене, все вокруг заинтересованы в них и готовы приобрести за баснословные деньги.
Фильм великолепно рассказывает о коварстве мира искусства, высмеивает тех кто за гроши скупают картины и потом продают втридорога. Посмеивается над голодными, но горделивыми художниками. Показывает всю грязную кухню арт-рынка, как он требует от автора чего-то "нового" и "интересного", а тому это не хочется, а когда вдруг он создает от души это интересное, оно оказывается неуместным. Но главное достоинство фильма то, что он знакомит зрителя с аргентинским искусством. Обычно в кино, когда говорят мол автор гений и какие гениальные у него работы, то картины особо не показывают. Или если и демонстрируют, то как-то вскользь, потому, что не часто снимают что-то про настоящие шедевры, особенного из современного искусства. Да и чувство прекрасного у каждого человека разное и то, что кому-то может показаться гениальным другому совсем наоборот, каким-то некрасивы. Здесь же в фильме представлены реальные шедевры аргентинского искусства.
Да, что говорить первый пейзаж открывающий фильм был написанный Германом Гаргано специально для картины, просто завораживает, хотя кажется очень просто написанным. Когда по мере развития сюжета стали появляться и другие работы, я почти сразу стал гуглить, кто их написал. Создатели фильма подошли к этой задаче очень скрупулёзно, по сути каждое показанное произведение достойно более близкого знакомства с ним и его автором.
Как итог – всем кто хочет увидеть забавную историю и познакомится с аргентинским искусством очень советую данную кинокартину.
И другой фильм про славу "мёртвых художников" – это документальная лента великого Орсона Уэллса "Фальшивка" ("F for Fake"), в котором режиссёр рассказывает об одних из самых известных фальсификаторов Эльмире де Хори. Про то как художник и его друг журналист "создали" и продали огромное количество шедевров Пикассо, Матисса, Модильяни и других знаменитых авторов. Как он легко создает новые работы великих авторов, и разбирается лучше искусствоведов в тонкостях каждого из них. И что он не сомневается в идеальности своего "творчества", в отличии, например, от того же Матисса. Наверное один из самых ярких моментов фильма это как главный герой рисует эскиз в стиле Пикассо, называет его стоимость, за которую он мог бы его продать и тут же сжигает в камине.
В процессе фильма, герои развенчивают миф о тонко чувствующих искусство художественных экспертах. рассказывает о том как журналист или просто известный режиссёр, да в принципе любой человек, может создать миф вокруг творчества или какого-либо автора. Про трагедию творца, которому из-за того, что его работы оказались невостребованными пришлось начать писать подделки. Конечно, это его не оправдывает, но...
В конце-концов, он всё равно остаётся ни с чем.
А так же Орсон Уэллс рассказывает о своей мистификации с радиопостановкой "Войны миров" Герберта Уэллса.
На мой взгляд этот фильм про настоящих творцов, которые любят искусство, что разбираются в нём, как и зачем оно создается, лучше всяких критиков и искусствоведов. Фильм трагичен, потому что в результате героям и авторам подчас приходилось либо жить впроголодь либо делать копии посредственных или гениальных картин своих предшественников. Ведь если бы Орсон Уэллс не соврал, что он известный режиссёр, а Эльмир де Хори наоборот сразу бы нашел агента, что захотел бы продавать его талант, а не его подделки, то кто знает как бы сложилась их судьба, да и мировая культура в общем.
В качестве эпилога хочу процитировать знакомую художницу Наталию Ворошилову: "Покупайте картины у живых художников, мёртвым художникам деньги не нужны." =)