207,4K подписчиков

Почему нужно делать добро и не ждать награды? Объясняет Алексей Осипов

2,2K прочитали

С какими именно мыслями и чувствами мы должны совершать добрые дела, рассказал православный богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов.

Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.
Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.

Алексей Ильич Осипов, учёный-богослов:

Преподобный Исаак Сирин пишет: «Кто делает добро ради воздаяния, тот скоро изменяется». Он ещё очень мягко сказал — «изменяется». Можно было бы сказать и пожёстче.

Что понимается под словом «воздаяние»? Это когда я после того, как сделал добро, непременно ожидаю что-то взамен, да побольше. То есть делаю добро из корысти, из расчёта, ради выгоды. То есть я делаю добро, рассчитывая, что это всё мне вернётся сторицей.

Но не только об этом идёт речь в высказывании Исаака Сирина. Здесь говорится не только о человеческом лукавстве и лицемерии. Когда фактически я не добро делаю, а пытаюсь заработать фальшивым методом...

У Исаака Сирина речь идёт о более глубоких вещах. О Небесном воздаянии. Я подал нищему один рубль, а от Бога ожидаю миллиончик.

Это ужасный принцип. Это принцип заслуг. А заслуга требует вознаграждения.

Оказывается, если человек творит добрые дела в ожидании что-то получить от Бога взамен, то он не устоит в своей добродетели.

Он становится этаким деловым человеком, если не сказать предпринимателем. Философ девятнадцатого века Хомяков саркастически высказывался о таком человеке, когда рассуждал о католическом христианстве. Он говорил, что там царит принцип «кредит — дебит», которые означает, что я делаю что-то для Бога и ожидаю взамен не меньше.

Августинский монах Мартин Лютер писал своему духовному отцу, что столько лет он ревностно подвизается, а результатов никаких нет. Что он не наблюдает за собой никакой прозорливости и других даров. Он был в недоумении, в изумлении, в сомнениях…

Избавит Бог делать добро ради воздаяния, ради ожидания: я — тебе, а ты — мне.

Как же тогда быть? Мы же должны делать добрые дела и быть милосердными.

Очень важно понять, что добро нужно совершать ради заповеди. Заповеди — это тоже закон, который свидетельствует о том, что является верным, что является нормальным свойством человека. Быть милосердным — это нормальное свойство человека. Мы должны стремиться к тому, чтобы иметь это свойство. А не жить по принципу: сделал добро, и уже жду, когда золотой дождь пойдёт с неба.

Не нужно удивляться, что в нас возникает это чувство. Оно возникает из нашего болезненного греховного состояния, когда я делаю что-то ради награды. Необходимо осознавать это чувство и бороться с ним. Если увидел это в себе, тут же нужно покаяться: «Господи, прости меня».

Совершать добро нужно не за награды и не за получение Царства Божьего. Многие люди, кстати, думают, что получить Царство Божье можно как награду. Это неверное представление. Царство Божье внутри нас есть. Что такое «Царство Божье»? Это состояние человека, когда исцелилась его душа. Бог пребывает только в исцелённой душе. Душа исцеляется от греховных начал и, в частности, от ожидания награды от Бога.

Большой бедой западного христианство является стремление что-то заслужить, получить в награду. Это порождает тщеславие, высокомерие, корыстность. То есть искажает человеческую душу.

Люди склонны задаваться вопросом: а зачем мне делать добро? А что я получу взамен? Добро нужно совершать ради заповеди, ради любви к Богу, ради Христа.

Представьте, что вы помогли нищему. Разве вы что-то ждёте от него взамен? У него и взять-то нечего. Или ждёте ли вы чего-нибудь от своего маленького ребёнка, которого кормите или лечите от болезней? Нет, конечно. Вы это делаете из любви.

Точно так же нужно ничего не ждать от Бога. Ибо Бог внутри. И исцеление нашей души и будет благом для нас. Но это возможно только тогда, когда мы будем делать добро бескорыстно.

Итак, добро нужно творить ради заповеди, а не ради воздаяния.

Исаак Сирин изумительно расшифровывает всё то, о чём мы говорили выше, говоря, что воздаяние бывает не от творения добрых дел, как таковых, а в результате рождающегося от этого смирения. Смирение как раз рождается из бескорыстия.

Далее он продолжает, что если не будет смирения, тогда напрасны всё добрые дела и все наши труды. В этом случае всё наше добро превращается в прах.

Ещё статья: Надо ли давать милостыню? Мнения священников.

Друзья, если было полезно, ставьте лайк. Подписывайтесь на канал Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий господьбог смирение