Найти в Дзене
Fon Kraft

Как работает беспилотник? | 5 фактов о БПА, которые в СССР знал каждый мальчишка

Оглавление

"Без пилота", - ответил я на вопрос, который однажды свалился на меня в комментариях. Ну, потому что это был естественный и самый первый оответ, который пришёл мне в голову. На самом деле для детей, выросших при идеологии марксизма-ленинизма нет ничего удивительного в этом виде транспортного средства. Когда "Бытие определяло сознание", а Человек провозглашался Скульптором природы, становилось само собой разумеющимся и творческое развитие граждан такого сообщества. Творческое развитие бок о бок шло сразвитием техническим. Для того, чтобы обладать беспилотником - не надо было заканчивать специальные курсы, или получать какие-либо разрешения-удостоверения. Можно было записаться в студию местного Дворца школьников и пионеров, или - если повезёт - купить беспилотник в "Детском мире", или магазинах "Юный техник". Да-да, молодые читатели блога Fon Kraft, беспилотники - не такие уж и новомодные фишки, и были вполне известны и пятьдесят лет тому назад.

Какими бывают беспилотники?

Разными они бывают - это точно. Но если рассматривать по тем средам, в которых они движутся, получается, что беспилотники бывают воздушными, наземными, надводными, подводными. Встречаются ещё космические и, наверное где-то существуют и подземные, но я о них ничего не слышал.

Воздушные беспилотники сейчас чаще всего упоминаемые. Надводные, в общем-то, тоже уже успели засветиться. Как и назменые. Про "Теслу" на автопилоте, думаю, все уже слышали? О применении подводных беспилотников - порывшись в памяти - тоже вспомнил: именно с их помощью обследовали затонувший "Титаник" после того, как его обнаружили на дне Атлантики.

Ну, а космические беспилотники - это краса и гордость советской космонавтики. Автоматические станции, конечно, были и есть и сейчас, но "Луноход-1" так и остался первым советским беспилотником, который бороздил лунные просторы.

Луноход-1. Музей космонавтики в городе Калуга (Россия). Фото из личного архива автора.
Луноход-1. Музей космонавтики в городе Калуга (Россия). Фото из личного архива автора.

История беспилотных аппаратов

Как вы думаете, сколько лет человечество знакомо с беспилотниками? Подсказку я, конечно, уже написал выше. Хорошо, поправлюсь: сколько десятилетий человечество знакомо с этими устройствами?

Радиоуправляемые модели самолётов. Вот это - БПЛА или ещё нет?
Радиоуправляемые модели самолётов. Вот это - БПЛА или ещё нет?

На самом деле счёт уже идёт на столетия. Первый исторический факт использования БПЛА датируется 15 июня 1849 года во время революции в Ломбардии и Венеции. Именно в этот день австрийские войска использовали морской пароход (прототип авианосца?) для запуска двух неуправляемых аэростатов.

На борту аэростатов были подвешены шрапнельные заряды и системы сброса, управляемые часовыми механизмами. Аэростаты благополучно долетели до Венеции. Часовые механизмы исправно отсчитали время. Системы сброса высвободили заряды, которые и грохнулись на венецианцев.

Правда, эффект от бомбардировки оказался минимален, но посеять панику среди горожан из-за внезапности воздушной атаки удалось. Маршалу австрийский войск Йозефу Радекому эта идея понравилась, и он приказал повторить.

22 августа 1849 года было запущено уже - по некоторым данным - до 200 таких аэростатов.

Однако именно 15 июня 1849 года вошло в историю, как дата первого применения боевых беспилотных летательных аппаратов.

Беспилотные летательные аппараты времён Первой Мировой войны
Беспилотные летательные аппараты времён Первой Мировой войны

Разумеется, пионеры БПЛА не управлялись почти никак. Поскольку направлением ветра мы до сих пор не научились рулить. Да и развитие техники и технологий того времени не позволяло применять что-либо ещё, кроме часовых механизмов, или, например, тлеющего фитиля.

Но всё изменилось с открытием электричества и освоением его технического применения. А уж когда открыли радиоволны!.. ну, тут все сразу обо всём вспомнили, и многие мировые державы вновь засуетились в этом направлении.

Варианты управления беспилотными аппаратами

1. Таймерная модель

Самый простой и доступный метод, я о нём уже рассказал, это часовые механизмы (или - таймеры). Причём, это не обязательно должен быть тикающий агрегат с большим дисплеем с красными цифрами.

Например, Fon Kraft в своё время с успехом строил свободнолетающие авиамодели, время полёта которых нормировалось с помощью тлеющего фитиля. Перед запуском планера зажигался фитиль, длина которого определяла время нахождения в воздухе.

Подобные модели строил каждый мальчишка СССР хотя бы однажды. Не все они взлетали, но все - пытались построить
Подобные модели строил каждый мальчишка СССР хотя бы однажды. Не все они взлетали, но все - пытались построить
Конструктор планер Орлик для авиамоделирования — купить в интернет-магазине по низкой цене на Яндекс Маркете

После выгорания фитиля, тлеющий его кончик пережигал стопорную нить, подрезиненный стабилизатор откидывался вверх, и модель приземлялась.

2. Кордовое управление

Управление беспилотником осуществляется с помощью тонкой нити - корда. По сути, это длии-инная тяга, которая соединяет ручку управления оператора с исполнительными механизмами устройства.

- Ну, и нафига? - спросите вы.

Какое основное правило изобретателя? "Никогда не говори "Никогда"". Вот то же самое и с кордовым управлением. Да, оно имеет ограниченный радиус действия. Да, движение беспилотника осуществляется по кругу. Да, нет свободы перемещения, кроме как по высоте полёта. Минусы? Минусы. Но там, где есть минусы, находятся и плюсы. Например, кто сказал, что кордовыми могут быть только летающие модели? Кордовому беспилотнику не страшны системы радиоэлектронной борьбы - невозможно подавить то, чего нет. Кордовые беспилотники вполне могут использоваться для патрулирования и охраны заданного периметра... словом, не стоит сбрасывать со счетов и эту систему управления.

Кордовые БПЛА в моём детстве выглядели примерно так. И - да, ими занимались вполне себе взрослые, уважаемые, усатые дяди.
Кордовые БПЛА в моём детстве выглядели примерно так. И - да, ими занимались вполне себе взрослые, уважаемые, усатые дяди.

К своему удивлению, я встретил в продаже несколько таких кордовых моделей

Конструктор инерционный самолет Пионер для авиамоделирования — купить в интернет-магазине по низкой цене на Яндекс Маркете

И даже кордовая тренировочная, столь привычная моему взору и милая сердцу, тоже имеется:

Кордовая тренировочная модель самолета F4B Як-52 PMLab PML-2004 — купить в интернет-магазине по низкой цене на Яндекс Маркете

3. Электрическое управление посредством кабеля

Помню, сколько ненависти во мне вызывал этот полутораметровый шнур в белой оплётке, который связывал самосвал с пультом управления.

Да, он умел ездить и вперёд и назад, и даже поворачивать в разные стороны, но только оператору беспилотника, то есть мне, приходилось всё время идти рядом и не допускать натяжения шнура. Иначе грузовичок, особенно гружёный, неизменно заваливался набок.

Привет из далёкого детства. У кого ещё были такие игрушки?
Привет из далёкого детства. У кого ещё были такие игрушки?
Интерактивная игрушка для детей - Игровой набор башенный кран на дистанционном управлении высотой 55 см — купить в интернет-магазине по низкой цене на Яндекс Маркете

Каково же было моё удивление, когда много позднее я узнал, что не только детские машинки имели управление по электрическому кабелю.

Например, вполне себе грозная противотанковая ракета "Малютка" тоже управлялась посредством электрических проводов.

Если присмотреться, то можно увидеть электрический провод управления
Если присмотреться, то можно увидеть электрический провод управления

Против такого управления сложно поставить помехи, которые бы внесли сбои в управляющие сигналы. Можно, конечно, оборвать кабель, но в этом случае аппарат запоминает последюю поданную команду, и продолжает выполнять её насколько хватит топлива.

4. Управление с помощью радиосвязи

Вот мы и подошли к самому, пожалуй, распространённому варианту управления беспилотными объектами - к радиоуправлению.

В общем-то, универсальный вариант: годится для всех типов беспилотных аппаратов. Система управления описывается очень просто: где-то есть оператор, который либо визуально следит за перемещением устройства, либо с помощью установленной на нём камеры. Дополнительно могут сообщаться координаты GPS, и тогда можно сверять и корректировать курс относительно спутниковых данных.

Думаю, сюда же можно отнести беспилотники с системами самоуправления по отражённому сигналу - будь то радиолокационный сигнал, или инфракрасный, или лазерный. Суть от этого не меняется: на борту аппарата пилот отсутствует.

Радиоуправляемые беспилотные плавающие аппараты. Фото с турнира по судомоделизму
Радиоуправляемые беспилотные плавающие аппараты. Фото с турнира по судомоделизму
Радиоуправляемый военный корабль ракетный крейсер типа Тикондерога - HC803B (HC803B) — купить в интернет-магазине по низкой цене на Яндекс Маркете

5. Программируемое управление

Программа может иметь различные варианты, но, всё-таки, это программа. Как правило, в память аппарата загружают координаты, параметры движения, скорость, контрольные точки. Аппарат может получать данные о своём местонахождении, например, со спутников, или внешних датчиков, или с сигналов наземных станций сопровождения.

Изначально таким управлением снабжались самолёты-мишени для тренировки воздушных войск, или ПВО, или для отработки нового вооружения. Однако вместе с этим пришло понимание, что такие беспилотники можно использовать и в иных целях, главное, чтобы заранее был известен маршрут, который можно записать в "мозг" машины.

Беспилотный летательный аппарат Ту-141 "Стриж".
Беспилотный летательный аппарат Ту-141 "Стриж".

Понятно, что такие большие игрушки будут запускаться большими мальчиками не просто так. Беспилотники могут нести на себе всякую полезную нагрузку: от камер наблюдения и тепловизоров, до устройств-ретрансляторов и приборов военного назначения. О том, как именно они приводятся в действие - это тема для отдельной статьи. А пока. надеюсь, я ответил на вопрос "Как работает беспилотник"? Общими словами: беспилотник работает так, как если бы он управлялся человеком, только никакого человека на борту нет. Это позволяет сделать машину меньших размеров. Или, например, обеспечивать такие ускорения и манёвры, которые могли бы повредить оператора. будь он на борту машины. Ну, и, беспилотники могут работать гораздо дольше и в худших условиях в сравнении с непосредственно управляемыми устройствами.

Ваш Fon-Kraft.

Вы уже видели витрину "Миры фон Крафта" (ссылка кликабельна) для того, чтобы выбрать и приобрести сборную модель для сборки, или что-нибудь из инструментов, или красок и так далее. А с помощью промокода FONKRAFT-AF можно получить небольшую скидку.

Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.
Ну, а просто пообщаться с единомышленниками, задать вопрос по теме (или просто так) и получить ответ можно в нашем чате: Fon-Kraft: флудилка-курилка (кликабельно).