Найти в Дзене
Павел Машкин

«Крыша» или квартирный вопрос в итальянском кино

Так получилось, что за несколько дней до знакомства с фильмом «За нас с вами» я попал в один киноклуб на просмотр старой итальянской картины времен неореализма. Это «Крыша» режиссера Витторио Де Сика. И мне показались интересным некоторые рифмы у двух этих фильмов из разных эпох и разных стран. Итальянская «Крыша» - это не про силовое или политическое покровительство, как мог бы подумать современный российский зритель. Нет, это в буквальном смысле венец дома, и некотором роде тоже про коммуналку, точнее про многопоколенческую семью, которая вынуждена жить на одном пространстве. Интересно, что фильм Де Сика вышел в свет в конце 1956 года, а снимался, стало быть, еще раньше, а кино А. Смирнова повествует про начало 1953 года. То есть оба они рассказывают про один период, только смотрят на него с разных времен и ракурсов. Итальянский фильм начинается со свадьбы. В брак вступают молодой ученик каменщика со стройки в Риме и бывшая провинциальная девушка, дочь рыбака, работавшая служанкой в

Так получилось, что за несколько дней до знакомства с фильмом «За нас с вами» я попал в один киноклуб на просмотр старой итальянской картины времен неореализма. Это «Крыша» режиссера Витторио Де Сика. И мне показались интересным некоторые рифмы у двух этих фильмов из разных эпох и разных стран. Итальянская «Крыша» - это не про силовое или политическое покровительство, как мог бы подумать современный российский зритель. Нет, это в буквальном смысле венец дома, и некотором роде тоже про коммуналку, точнее про многопоколенческую семью, которая вынуждена жить на одном пространстве. Интересно, что фильм Де Сика вышел в свет в конце 1956 года, а снимался, стало быть, еще раньше, а кино А. Смирнова повествует про начало 1953 года. То есть оба они рассказывают про один период, только смотрят на него с разных времен и ракурсов.

Итальянский фильм начинается со свадьбы. В брак вступают молодой ученик каменщика со стройки в Риме и бывшая провинциальная девушка, дочь рыбака, работавшая служанкой в семье среднего достатка. Второстепенные персонажи у Андрея Смирнова примерно такой же набор профессий имеют, что создает дополнительные параллели.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Юной итальянской семье негде жить. В буквальном смысле. Сначала они поселяются в небольшой квартирке, которая принадлежит мужу сестры каменщика. Вместе с владельцами там обитают их дети, родители жены, а теперь еще шурин с избранницей сваливается. Места нет ни для кого, молодожёнам негде даже уединится для супружеских радостей. В туалет очередь, что так любят изображать певцы советских коммуналок. Хозяина квартиры, разумеется, всё бесит. После небольшого периода скандалов молодая семья вынуждена уйти. Но жить им негде. Можно снять квартиру, но в послевоенном Риме жилья не хватает, цены на съем высокие, а каменщик копит деньги. Он верит в экономический закон: «Арендная плата убивает медленно». В результате главный герой отправляется жить в бытовку на стройку, а его жена возвращается в каморку к своим старым работодателям, где уже работает новая служанка, и делит с ней одну постель на двоих. Между тем, во время недолгой супружеской жизни она успела забеременеть.

Главный герой решает строить себе самопальную халупу на самозахваченной земле среди таких же соседей, сформировавших поселочек, который в разных странах может называться фавела, «шанхай», «Нахаловка» etc. В Риме, вроде бы действовал старый закон, который запрещал сносить дома, в котором живут люди, и которых есть двери и крыша. Но любые строящиеся дома безжалостно ломают, зрители реально видят, как разоряют такой самострой. Единственный шанс – построить его между закатом и восходом, пока полиция спит. И молодой каменщик решается. На все деньги он покупает машину кирпичей и просит товарищей со стройки помочь ему соорудить дом в ночь с пятницы на субботу. Они соглашаются. И начинается гонка со временем, которая вызывает реальный саспенс – успеют или нет. Вода из речки, цемент мешают вручную, ничего не видно, соседи помогут или помешают? Где полиция, умеет ли кто лепить крышу, - все эти вопросы нужно решать мгновенно, в быстром темпе.

-2

Больше спойлерить не буду, вдруг кто-то захочет посмотреть, скажу только, что несмотря на довольно мрачные обстоятельства, которые можно назвать прям чернухой, фильм оставляет очень светлое чувство. Раньше я его не видел, но он мне понравился больше, чем знаменитый шедевр того же режиссера «Похитители велосипедов».

Так вот, бросающиеся в глаза отличия «Крыши» и «За нас с вами». В итальянском фильме герои действуют и принимают решения. Это выстраивает сюжет. В фильме Смирнова персонажи не делают… ни-чего. Только трендят и стонут, как все плохо. И ждут, когда за ними придут, или, когда диктатор откинется. Вроде бы они даже не шутят ни разу.

Разумеется, я говорю не про реальную жизнь, а про структуру и форму искусства.