Впервые реконструкторы РФ повторили часть легендарного исторического маршрута «Из варяг в персы»
Этот маршрут известен и как Великий Волжский путь - от Балтики до Каспия - и возник еще в VII веке.
Пять лет на изобретение
Самый большой драккар России, 18-метровый «Скальд», точная копия корабля викингов IX-XI веков, вышел из Астрахани, чтобы завершить свой путь в Дербенте и повторить маршрут посольства русов, прибывших по просьбе Дербентского эмира Мамуна бин Ахмеда бин Абд аль-Малика в 987 году с берегов Итиля на 18 таких же судах. Группа журналистов из Карачаево-Черкесии, не желая пропустить такое интересное, я бы даже сказала, уникальное событие, тоже отправилась в путь - в братскую Республику Дагестан…
Сначала эффектная лодка под названием «Скальд» произвела фурор в селе Новолесном Астраханской области - именно оттуда отчалила команда в одеждах, пошитых по средневековой моде. Весь день у берега толпились астраханцы, расспрашивая занятых последними приготовлениями гостей, фотографируясь и изучая все то, что происходит в этот важный момент. Об этом мне позже рассказал по телефону руководитель этого проекта Павел Семенов, с которым, к сожалению, нам так и не довелось встретиться. Но не буду забегать вперед…
Поход объединил 25 реконструкторов из 15 регионов: от Москвы до Санкт-Петербурга, от Костромы до Томска, от Самары до Екатеринбурга, есть и представитель ДНР. И, конечно же, были здесь реконструкторы из Липецкой области, конкретно - города Ельца, где строили судно. Под Астрахань диковинку доставили на грузовом трале.
Над драккаром усердно трудились 200 человек из разных городов в течение пяти лет, с 2015 по 2020 год.
- После спуска на воду были ходовые испытания у нас на реке, - говорит Павел. - В 2021 году уже покоряли Ладожское озеро. Поняли, что нужны доработки - начиная от длины мачты и заканчивая креплением руля. В 2022-м ходили по Онежскому озеру - в основном, на парусе. После тоже вносили изменения. Процесс живой, каждый район плавания побуждает что-то улучшить.
Оригинал - в Дании
Парусно-гребной «Скальд» - один из самых крупных реконструкторских проектов России. Длина - 18 м, ширина - 3,2 м, площадь паруса - 49 кв. м. Материал корпуса - дуб с сосновыми деталями. Соблюдены и историческая технология (с небольшими допущениями, например, днище промазано дегтем, как и положено, а борта - краской), и современные требования безопасности (присутствуют навигационное оборудование и спасательные средства).
- Это реплика судна первой половины XI века «Скуделев 5», самого маленького драккара викингов, - поясняет путешественник.
Драккар - длинный узкий корабль с высоко поднятым носом с кормой. Суда такого типа характерны для Балтийского региона, и использовали их не только викинги, но и русы - для торговли и военных задач.
Образец экспонируется в Музее кораблей викингов в Роскилле (Дания). Чертежи, сделанные в ходе раскопок 1962 года, есть в открытом доступе. По ним и работали российские реконструкторы. Все - собственными руками.
- Я сам лично на пилораме распилил доски из дубов, - слышу, как Павел улыбается в телефонную трубку.
«Наших ничем не удивить»
Пожалуй, самая эффектная деталь - форштейн: носовую часть драккара венчает деревянная голова диковинного существа. Она съемная, в перерывах между походами украшает помещение объединенной дружины «Южная Русь». Это один из немногих клубов исторической реконструкции, имеющий собственный флот из более чем пяти плавсредств (первая лодка построена еще в 2008 году) и занимающийся походами по историческим водным маршрутам раннего Средневековья. Кроме того, «Южная Русь» проводит знаменитый липецкий реконструкторский фестиваль «Русборг» (появился в 2005 году). Собственно, на «Русборге-2023» и снаряжали «Скальд» в каспийский поход.
В активе у реконструкторов не одно водное приключение: 2005 год - совместный поход с поляками по рекам Польши, в 2009-м - первый самостоятельный от Липецка до Воронежа (200 км на трех лодках), 2010 год - от Ельца до Азовского моря, 2011-й - в Киев из Курска, 2014-й - продолжение маршрута по Азову до Керченского пролива, особняком стоят реки Урала и Сибири. Словом, за 15 лет освоен весь характерный для воссоздаваемого периода исторический ареал, кроме - до сего момента - Волго-Каспийского бассейна.
Бывало всякое: и в шторма попадали, и становились свидетелями того, как военные обезвреживали мину времен Великой Отечественной войны в Азовском море.
- Когда мы по Польше ходили, там практически каждый рыбак, которого мы встречали, только что с лавочки не падал, кричал: «О, Господи, кто это?» Наших людей невозможно удивить, - вспоминает Павел Семенов. - То есть в России вы выходите из леса в костюме стрельца XIII века с мушкетом, а у вас просто спрашивают, как там, в лесу. Или сидит бабушка у магазина и говорит: «О, Сонь, смотри - Ермаковы люди». Для нее Ермаковы люди - это такая вещь, которая будто всегда была, есть и будет. Существует параллельно ее жизни, хотя она живет в XXI веке.
На пути в Дербент
На Нижней Волге экипаж «Скальда» планировал повторить один из каспийских походов русов - 987 года. Тогда они прибыли в Дербент от берегов реки Итиль (тюркское название Волги) на 18 судах, выполняя просьбу местного эмира Мамуна бин Ахмеда. Планировалось, выйдя из Астрахани, преодолеть 520 км к 28 мая. Однако выполнить удалось только пятую часть намеченной программы: команда финишировала на одном из островов дельты Волги.
Как сообщили в пресс-службе регионального управления МЧС, инспекторы ГИМС не выпустили драккар в Каспийское море из-за проблем с регистрацией судна. Также капитану объяснили, что драккар имеет район плавания № 4, то есть при выходе в море удаление от берега должно быть 1,6 мили - около 3 км. Но в связи с обмелением Каспия в данный момент такой маршрут невозможен, судно будет вынуждено идти в открытые воды - в удалении гораздо большем, чем 3 км от береговой черты.
Подарить мечту о море
Впрочем, конец приключения, по признанию самих реконструкторов, нельзя назвать бесславным. «Поход, несомненно, состоялся», - уверяют они.
Прошли 120 километров по Волге, в дельте провели все необходимые тренировки (снятие мачты на скорость, установка паруса и другие), провели все испытания нового оборудования и снаряжения, опробовали очередные усовершенствования. Так, теперь драккар оборудован старинной подвесной кухней. Передвижной очаг крепится на самом судне: в специальный котел ставится второй - в нем и готовится еда, когда между первым и вторым дном разводится огонь. Рецепты, кстати, аутентичные. Кашу с мясом не отведаете?
Важен и аспект общения. Реконструкторы отметили радушие астраханцев, и особенно - неподдельный интерес детей и профессиональные вопросы взрослых: регион все-таки водный, у многих дело жизни связано с рекой или морем.
- Мы порадовали людей. По всему маршруту читали спонтанно организованные лекции о морском судостроении и походах для местной детворы, - подводят итог участники. - Если хотя бы один из тех ребят, кто, открыв рот, слушал о походах, деревянных кораблях и парусах, когда-нибудь займется историческим судостроением или просто станет моряком по зову сердца, это будет значить, что все не зря.
…Ради походов реконструкторы раз в год берут отпуск. И считают, что у их движения в целом большие перспективы в качестве вида досуга.
- Роль досуга сильно недооценена, а между тем развитием его видов и подходов к нему стоит заниматься, - считает Павел Семенов. - Люди часто воспринимают отдых как какое-то пассивное времяпрепровождение, если не деструктивное - за вредными привычками. Что неправильно. Должна быть образовательная составляющая, некая миссия даже в отдыхе, чтобы человек и отдохнул, и дело сделал. Яркий пример - волонтерство, когда турист не только что-то берет от места, но и отдает ему. И реконструкция в этом плане тоже в авангарде находится. У нас своеобразное сообщество. Оно растет, пусть и медленно. Приходит молодежь. Реконструкция - очень хорошая, очень полезная история для нашей страны, где многие интересуются прошлым.
Каждый проект можно воспринимать как мемориальную акцию. Ведь цель - напомнить об историческом событии, возродить и сохранить традиции. В тех же походах дружины «Южная Русь» за Урал тоже есть историческая подоплека: реконструкторы повторяли путь воевод Мясного и Сукина, осваивавших Сибирь, основавших здесь первый русский город Тюмень.
…Наша команда из КЧР, конечно, огорчилась из-за такого окончания задуманного похода, но, как напоследок заявил мне Павел, «еще будут попытки удивить общественность, и они не прекратятся до тех пор, пока не осуществится задуманное нами».
Светлана КИЛБА.
При содействии пресс-службы администрации Астраханской области и коллег-журналистов.
Справка
Каспийские походы русов - серия морских набегов русских дружин на прибрежные государства Каспийского моря во второй половине IX - начале XI века. Первоначально, по-видимому, частные вылазки вольных отрядов, затем - политические мероприятия Древнерусского государства. К примеру, в 987 году за помощью к русам обратился эмир Дербента Мамун бин Ахмед, которого местная знать заключила в тюрьму в его собственной резиденции.