Найти тему
Изян

Махабхарата

Оглавление

«Махабхарата» — древний индийский эпос, в котором основная история вращается вокруг двух ветвей семьи — Пандавов и Кауравов, которые в войне на Курукшетре сражаются за трон Хастинапура. В это повествование вплетены несколько небольших историй о людях, умерших или живых, и философские рассуждения. Его сочинил Кришна-Двайпаян Вьяса, персонаж эпоса; поскольку, согласно традиции, он продиктовал стихи, а Ганеша их записал. В 100 000 стихов это самая длинная эпическая поэма из когда-либо написанных, которая, как считается, была написана в 4 веке до нашей эры или ранее. События эпоса разворачиваются на Индийском субконтиненте и в прилегающих районах. Впервые он был рассказан учеником Вьясы при жертвоприношении змеи правнука одного из главных героев рассказа. Включая в себя Бхагавад-гиту, Махабхарата является одним из важнейших текстов древнеиндийской, да и мировой литературы.

Подписывайтесь на телеграм канал Истории

Акварельный рисунок на ткани, изображающий Карну, лидера Кауравов во время войны на Курукшетре, описанный в эпосе «Махабхарата».
Акварельный рисунок на ткани, изображающий Карну, лидера Кауравов во время войны на Курукшетре, описанный в эпосе «Махабхарата».

Прелюдия


Шантану, царь Хастинапура, был женат на Ганге (олицетворении Ганга), от которой у него родился сын по имени Деваврат. Несколько лет спустя, когда Деваврат вырос и стал состоявшимся принцем, Шантану влюбился в Сатьявати. Ее отец отказался позволить ей выйти замуж за короля, если король не пообещал, что сын Сатьявати и его потомки унаследуют трон. Не желая отказывать Деваврату в его правах, Шантану отказался сделать это, но принц, узнав об этом, поехал в дом Сатьявати, поклялся отречься от престола и хранить целомудрие на протяжении всей своей жизни. Затем принц отвел Сатьявати домой во дворец, чтобы царь, его отец, мог жениться на ней. Из-за ужасной клятвы, которую он дал в тот день, Деваврат стал известен как Бхишм. Шантану был так доволен своим сыном, что даровал Деваврату дар выбрать время своей смерти.

Со временем у Шантану и Сатьявати родилось двое сыновей. Вскоре после этого Шантану умер. Сыновья Сатьявати были еще несовершеннолетними, делами королевства управляли Бхишм и Сатьявати. К тому времени, когда эти сыновья достигли совершеннолетия, старший из них погиб в стычке с несколькими гандхарвами (небесными существами), поэтому на престол взошел младший сын, Вичитравирья. Затем Бхишм похитил трех принцесс из соседнего королевства и привез их в Хастинапур, чтобы они вышли замуж за Вичитравирью. Старшая из этих принцесс заявила, что любит другого, поэтому ее отпустили; две другие принцессы были женаты на Вичитравирье, который вскоре умер бездетным.

Дхритараштра, Панду и Видур


Чтобы родословная не угасла, Сатьявати призвала своего сына Вьясу, чтобы тот оплодотворил двух цариц. Вьяса родился у Сатьявати от великого мудреца по имени Парашар до того, как она вышла замуж за Шантану. Согласно законам того времени, ребенок, рожденный незамужней матерью, считался приемным ребенком мужа матери; по этому признаку Вьяса мог считаться сыном Шантану и мог использоваться для увековечения клана Куру, правившего Хастинапуром. Таким образом, по обычаю Нийог, у каждой из двух цариц был сын Вьясы: от старшей царицы родился слепой сын по имени Дхритараштра, а от младшей — здоровый, но чрезвычайно бледный сын по имени Панду. У служанки этих цариц родился сын Вьясы по имени Видур. Бхишм очень заботливо воспитывал этих трех мальчиков. Дхритараштра вырос и стал самым сильным из всех принцев в стране, Панду был чрезвычайно искусным в военном деле и стрельбе из лука, а Видур знал все области науки, политики и государственного управления.

Когда мальчики выросли, пришло время занять пустой трон Хастинапура. Дхритараштра, старший, был обойден, потому что законы запрещали инвалиду быть царем. Вместо этого Панду был коронован. Бхишм договорился о браке Дхритараштры с Гандхари, а Панду - с Кунти и Мадри. Панду расширил королевство, завоевав близлежащие районы, и принес значительную военную добычу. Когда дела в стране шли гладко, а казна была полна, Панду попросил своего старшего брата присмотреть за государственными делами и удалился в леса со своими двумя женами на некоторое время.



Кауравы и Пандавы


Через несколько лет Кунти вернулась в Хастинапур. С ней были пять маленьких мальчиков и тела Панду и Мадри. Пятеро мальчиков были сыновьями Панду, рожденными от двух его жен по обычаю Нийог от богов: старший родился от Дхармы, второй - от Вайю, третий - от Индры, а младшие - близнецы - от Ашвинов. Тем временем у Дхритараштры и Гандхари тоже были собственные дети: 100 сыновей и одна дочь. Старейшины Куру совершили последние обряды для Панду и Мадри, а Кунти и детей приветствовали во дворце.

Согласно некоторым интерпретациям, эта рельефная скульптура храма представляет пять Пандавов из индуистской мифологии и Драупади, одну из их жен. Здесь показаны герои эпоса Махабхарата (слева направо): Бхима, Арджуна, Юдиштхира, Накула и Сахадева, с Драупади справа. Храм Вишну, Деогарх, Индия.
Согласно некоторым интерпретациям, эта рельефная скульптура храма представляет пять Пандавов из индуистской мифологии и Драупади, одну из их жен. Здесь показаны герои эпоса Махабхарата (слева направо): Бхима, Арджуна, Юдиштхира, Накула и Сахадева, с Драупади справа. Храм Вишну, Деогарх, Индия.

Все 105 князей впоследствии были отданы на попечение учителю: сначала Крипа, а потом дополнительно Дрона. Школа Дроны в Хастинапуре привлекла еще нескольких мальчиков; Карна из клана Сута был одним из таких мальчиков. Именно здесь быстро развернулись военные действия между сыновьями Дхритараштры (вместе называемыми Кауравами, отчеством их предка Куру) и сыновьями Панду (вместе называемыми Пандавами, отчеством их отца).

Дурьодхана, старший Каурава, пытался — и потерпел неудачу — отравить Бхима, второго Пандава. Карна из-за своего соперничества в стрельбе из лука с третьим Пандавой, Арджуной, вступил в союз с Дурьодханой. Со временем князья узнали все, что могли, от своих учителей, и старейшины Куру решили провести публичную выставку принцев. Именно во время этой выставки горожане ясно узнали о враждебных действиях между двумя ветвями королевской семьи: у Дурьодхана и Бхима была битва на булавах, которую нужно было остановить, пока все не стало ужасно, Карна - незваный, поскольку он не был принцем Куру. - бросил вызов Арджуна, был оскорблен из-за своего нецарского происхождения и был тут же коронован Дурьодханой королем вассального государства. Примерно в это же время начали подниматься вопросы о том, что Дхритараштра занимает трон, поскольку предполагалось, что он будет держать его только в доверительном управлении для Панду, коронованного царя. Чтобы сохранить мир в королевстве, Дхритараштра объявил старшего Пандава, Юдхиштхиру, наследным принцем и наследником.

Генеалогическое древо Куру, от Шантану вниз, во время войны Махабхараты. Те, кто уже умер во время войны, выделены серым цветом; у тех, кто был официально коронован, рядом с именами есть корона.
Генеалогическое древо Куру, от Шантану вниз, во время войны Махабхараты. Те, кто уже умер во время войны, выделены серым цветом; у тех, кто был официально коронован, рядом с именами есть корона.

Первое изгнание


То, что Юдхиштхир был наследным принцем, и его растущая популярность среди горожан были крайне неприятны Дурьодхану, который считал себя законным наследником, поскольку его отец был фактическим королем. Он задумал избавиться от Пандавов. Он сделал это, убедив своего отца отправить Пандавов и Кунти в соседний город под предлогом проведения там ярмарки. Дворец, в котором должны были остановиться Пандавы в этом городе, был построен агентом Дурьодханы; дворец был полностью сделан из легковоспламеняющихся материалов, так как планировалось сжечь дворец вместе с Пандавами и Кунти, как только они поселятся в нем. был готов встречный план; они вырыли туннель для побега под своими камерами. Однажды ночью Пандавы устроили большой пир, на который пришли все горожане. На том пиру лесная женщина и пятеро ее сыновей оказались настолько сытыми и пьяными, что уже не могли идти прямо; они потеряли сознание на полу зала. Той же ночью сами Пандавы подожгли дворец и скрылись через туннель. Когда пламя погасло, горожане обнаружили кости лесной женщины и ее мальчиков и приняли их за Кунти и Пандавов. Дурьодхан думал, что его план удался и что мир свободен от Пандавов.

Арджуна и Драупади


Тем временем Пандавы и Кунти скрывались, переезжая с одного места на другое и выдавая себя за бедную семью браминов. Они искали убежища у какого-нибудь жителя деревни в течение нескольких недель, принцы ежедневно выходили просить еды, возвращались по вечерам и отдавали дневной заработок Кунти, которая делила еду на две части: одна половина была для силача Бхима. а другую половину делили между собой. Во время этих странствий Бхим убил двух демонов, женился на демонице и родил ребенка-демона по имени Гатоткач. Затем они услышали о сваямваре (церемонии выбора жениха), организованной для принцессы Панчала, и отправились в Панчал, чтобы увидеть празднества. Согласно их практике, они покинули свой материнский дом и отправились за милостыней: они достигли зала сваямвары, где царь щедро раздавал вещи просителям милостыни. Братья уселись в зале и стали наблюдать за весельем: принцесса Драупади, рожденная из огня, славилась своей красотой, и все принцы со всех стран на мили вокруг приезжали на сваямвару, надеясь завоевать ее руку. Условия сваямвары были тяжелыми: на длинном шесте на земле крутилось круглое приспособление. На этом движущемся диске была прикреплена рыба. Внизу шеста стояла неглубокая урна с водой. Человек должен был посмотреть вниз в это водное зеркало, использовать лук и пять стрел, которые были предоставлены, и проткнуть рыбу, вращающуюся сверху. Было разрешено пять попыток. Было очевидно, что только чрезвычайно опытный лучник, такой как ныне считающийся мертвым Арджуна, мог пройти испытание.

Скульптура на внешних стенах храма Чаннакесавы в Белуре, изображающая Арджуну, протыкающего рыбу. Белур, Карнатака, Индия, 12 век н.э.
Скульптура на внешних стенах храма Чаннакесавы в Белуре, изображающая Арджуну, протыкающего рыбу. Белур, Карнатака, Индия, 12 век н.э.

Один за другим короли и принцы пытались подстрелить рыбу, но потерпели неудачу. Некоторые даже не могли поднять лук; некоторые не могли натянуть его. Присутствовали также Кауравы и Карна. Карна взял лук и мгновенно натянул его, но не смог прицелиться, когда Драупади заявила, что не выйдет замуж ни за кого из клана Сута. После того, как все цари потерпели неудачу, Арджуна, третий Пандава, подошел к шесту, взял лук, натянул его, прикрепил к нему все пять стрел, посмотрел вниз в воду, прицелился, выстрелил и пронзил рыбий глаз всеми пятью стрелами за одну попытку. Арджуна завоевал руку Драупади.

Братья Пандавы, все еще в облике бедных брахманов, отвели Драупади обратно в хижину, в которой они остановились, и крикнули Кунти: «Ма, Ма, иди и посмотри, что мы сегодня привезли». Кунти, сказав: «Что бы это ни было, разделите это между собой», вышла из хижины, увидела, что это не милостыня, а самая красивая женщина, которую она когда-либо видела, и замерла как вкопанная. слова доходили до всех присутствующих.

Тем временем близнец Драупади Дхриштадьюмна, недовольный тем, что его царственная сестра была выдана замуж за бедного простолюдина, тайно последовал за Пандавами обратно в их хижину. Также за ними тайно следовал темный принц и его светлый брат - Кришна и Баларам из клана Ядава, - которые подозревали, что неизвестный лучник мог быть не кем иным, как Арджуной, которого считали погибшим во время поджога дворца несколько месяцев назад. Эти принцы были родственниками Пандавов — их отец был братом Кунти, — но они никогда раньше не встречались. По замыслу или по воле случая, Вьяса также прибыл на место происшествия в этот момент, и хижина Пандавов какое-то время ожила радостными возгласами встреч и воссоединений. Чтобы сдержать слова Кунти, было решено, что Драупади будет общей женой всех пяти Пандавов. Ее брат Дхриштадьюмна и ее отец, царь Друпад, не хотели этого необычного устройства, но Вьяса и Юдхиштхир уговорили их об этом.

Карта, показывающая некоторые места, упомянутые в Махабхарате. Наносятся не все места, а только те, которые сегодня можно идентифицировать с какой-либо степенью уверенности.
Карта, показывающая некоторые места, упомянутые в Махабхарате. Наносятся не все места, а только те, которые сегодня можно идентифицировать с какой-либо степенью уверенности.

Индрапрастха и игра в кости


После того, как свадебные церемонии в Панчале были закончены, дворец Хастинапур снова пригласил Пандавов и их невесту. Дхритараштра очень обрадовался, обнаружив, что Пандавы все-таки живы, и разделил царство, предоставив им огромный участок бесплодной земли, на котором они могли поселиться и править. Пандавы превратили эту землю в рай. Там был коронован Юдхиштхир, и он совершил жертвоприношение, в ходе которого все цари страны приняли — добровольно или силой — его сюзеренитет. Новое царство, Индрапрастха, процветало.

Тем временем Пандавы заключили между собой соглашение относительно Драупади: она должна была быть женой каждого Пандава по очереди в течение года. Если какой-либо Пандава должен был войти в комнату, где она находилась со своим мужем того года, этот Пандава должен был быть изгнан на 12 лет. Случилось так, что однажды Драупади и Юдхиштхира, ее муж того года, присутствовали в оружейной, когда Арджуна вошел туда, чтобы взять свой лук и стрелы. Следовательно, он отправился в изгнание, во время которого объехал всю страну, вплоть до ее самой южной оконечности, и женился на трех принцессах, которых встретил по пути.

Процветание Индрапрастхи и могущество Пандавов не нравились Дурьодхане. Он пригласил Юдхиштхира на игру в кости и попросил своего дядю Шакуни сыграть от его (Дурйодхана) имени. Шакуни был опытным игроком; Юдхиштхир поставил на карту - и проиграл - шаг за шагом все свое богатство, свое королевство, своих братьев, себя и Драупади. Драупади затащили в зал для игры в кости и оскорбили. Была попытка раздеть ее, и Бхим вышел из себя и поклялся убить всех и каждого из Кауравов. Дело дошло до того, что Дхритараштра неохотно вмешался, вернул царство и их свободу Пандавам и Драупади и отправил их обратно в Индрапрастху. Это разозлило Дурьодхана, который уговорил своего отца и пригласил Юдхиштхира на другую игру в кости. На этот раз условием было то, что проигравший отправится в 12-летнюю ссылку с последующим годом жизни инкогнито. Если бы они были обнаружены в течение этого периода инкогнито, проигравший должен был бы повторить цикл 12+1. Игра в кости была сыграна. Юдхиштхир снова проиграл.

Миниатюра 18 века н.э., изображающая известную сцену из Махабхараты, в которой Драупади унижена при дворе Дурьодхана во время борьбы за контроль над Индрапрастхой.
Миниатюра 18 века н.э., изображающая известную сцену из Махабхараты, в которой Драупади унижена при дворе Дурьодхана во время борьбы за контроль над Индрапрастхой.

Второе изгнание


В этом изгнании Пандавы оставили свою стареющую мать Кунти в Хастинапуре, вместо Видура. Они жили в лесах, охотились на дичь и посещали святые места. Примерно в это же время Юдхиштхир попросил Арджуну отправиться на небеса в поисках небесного оружия, потому что к настоящему времени было очевидно, что их царство не будет возвращено им мирным путем после изгнания и что им придется сражаться за него. Арджуна так и сделал, и не только научился у богов приемам обращения с несколькими божественными видами оружия, но также научился петь и танцевать у гандхарвов.

Спустя 12 лет Пандавы на год стали инкогнито. В течение этого годичного периода они жили в королевстве Вират. Юдхиштхир устроился советником царя, Бхим работал на королевских кухнях, Арджуна превратился в евнуха и научил дворцовых девиц петь и танцевать, близнецы работали в королевских конюшнях, а Драупади стала служанкой королевы. В конце периода инкогнито, в течение которого они не были обнаружены, несмотря на все усилия Дурьодханы, Пандавы открылись. Царь Вират был ошеломлен; он предложил свою дочь замуж за Арджуну, но тот отказался, так как в прошлом году он был ее учителем танцев, а ученики были похожи на детей. Вместо этого принцесса вышла замуж за сына Арджуны Абхиманью.

На этой свадебной церемонии собралось большое количество союзников Пандавов, чтобы разработать военную стратегию. Тем временем в Хастинапур были отправлены эмиссары, чтобы потребовать вернуть Индрапрастху, но миссии провалились. Сам Кришна отправился с мирной миссией и потерпел неудачу. Дурьодхан отказался отдать столько земли, сколько было покрыто кончиком иглы, не говоря уже о пяти деревнях, предложенных миротворческими миссиями. Кауравы также собрали вокруг себя своих союзников и даже обманом откололи ключевого союзника Пандавов — дядю по материнской линии близнецов Пандавов. Война стала неизбежной.

Картина XVI века, изображающая сцену битвы в Бхагавад-гите во время битвы на Курукшетре.
Картина XVI века, изображающая сцену битвы в Бхагавад-гите во время битвы на Курукшетре.

Курукшетра война и последствия


Незадолго до того, как прозвучал военный рожок, Арджуна увидел перед собой своих родственников: своего прадеда Бхишма, который фактически воспитал его, своих учителей Крипу и Дрону, своих братьев Кауравов, и на мгновение его решимость поколебалась. Кришна, превосходный воин, бросил оружие для этой войны и избрал возничим Арджуны. Ему Арджуна сказал: «Возьми меня обратно, Кришна. Я не могу убить этих людей. Они мой отец, мои братья, мои учителя, мои дяди, мои сыновья. жизни?" Затем последовал философский дискурс, ставший сегодня отдельной книгой — Бхагавадгита. Кришна объяснил Арджуне непостоянство жизни и важность выполнения своего долга и приверженности правильному пути. Арджуна снова взял свой лук.

सुखदुखे समे कृत्वा लाभालाभौ जयाजयौ। ततो युद्धाय युज्यस्व नैवं प000 Если вы идете на войну, одинаково относясь к радости и горю, приобретению и потере, победе и поражению, вы не согрешите. [2.38]
कर्मण्येवाधिकारस्ते मा फलेषु कदाचन । मा कर्मफलहेतुर्भूर्मा ते सङ्गोऽस्त्वकर्मणि ॥ Вы имеете право только работать; вы не имеете права на его плоды. Не позволяйте ожидаемому результату диктовать ваши действия; тоже не сидите без дела. [2.47]

Битва бушевала 18 дней. Армия насчитывала 18 акшаухини, 7 на стороне Панадавы и 11 на стороне Кауравы (1 акшаухини = 21 870 колесниц + 21 870 слонов + 65 610 лошадей + 109 350 пеших солдат). Потери с обеих сторон были высокими. Когда все закончилось, Пандавы выиграли войну, но потеряли почти всех, кто им был дорог. Дурьодхан и все Кауравы умерли, как и все мужчины семьи Драупади, включая всех ее сыновей от Пандавов. Выяснилось, что ныне мертвый Карна был сыном Кунти до ее брака с Панду и, таким образом, старшим Пандавой и законным наследником престола. Великий старик Бхишм лежал при смерти; их учитель Дрона умер, как и несколько родственников, связанных с ними либо по крови, либо по браку. Примерно за 18 дней вся страна потеряла почти три поколения своих мужчин. Это была война, невиданная ранее в масштабах, это была Великая Индийская война, Махабхарат.

После войны Юдхиштхир стал царем Хастинапура и Индрапрастхи. Пандавы правили 36 лет, после чего отреклись от престола в пользу сына Абхиманью, Парикшита. Пандавы и Драупади отправились пешком в Гималаи, намереваясь дожить свои последние дни, взбираясь по склонам к небу. Один за другим они пали в этом последнем путешествии, и их духи вознеслись к небесам. Спустя годы сын Парикшита сменил отца на посту короля. Он провел большое жертвоприношение, на котором всю эту историю впервые рассказал ученик Вьясы по имени Вайшампаян.



наследие


С тех пор эту историю бесчисленное количество раз пересказывали, расширяли и снова пересказывали. Махабхарата по сей день остается популярной в Индии. Он был адаптирован и переделан в современном стиле в нескольких фильмах и пьесах. Детей продолжают называть именами героев эпоса. Бхагавад-гита — одно из самых священных писаний индуизма. За пределами Индии история Махабхараты популярна в Юго-Восточной Азии, в культурах, испытавших влияние индуизма, таких как Индонезия и Малайзия.

Подписывайтесь на телеграм канал Истории

Источник