Найти в Дзене
Филиал Карамзина

Суд над Варенниковым: какой вопрос на процессе генерал задал Горбачёву

Оглавление

В 1991 году 19 августа состоялось событие, которое стали называть путчем. Чего тогда добивались члены ГКЧП, так до конца и не понятно. Вроде бы пытались сохранить СССР, или же собирались совершить поворот к совсем иному пути развития. В любом случае, организаторы путча были осуждены, а потом согласились принять амнистию, что, по факту и было признанием их вины.

Лишь один человек, обвиненный по делу ГКЧП, от амнистии отказался, потребовав суда. И в итоге был оправдан. Это заместитель министра обороны СССР, командующий сухопутными войсками

Валентин Иванович Варенников (1923-2009)
Валентин Иванович Варенников (1923-2009)

Не участвовал в ГКЧП

Участниками ГКЧП были вице-президент СССР Янаев, премьер-министр СССР Павлов, министр внутренних дел Пуго, министр обороны Язов, председатель КГБ Крючков, первый зампред Совета обороны Бакланов, председатель Крестьянского союза Стародубцев и президент Ассоциации госпредприятий и объектов промышленности Тизяков.

Варенников не был членом ГКЧП, однако помогал его целям и работе. Он тоже подписывал «слово к народу», в котором критиковалось руководство СССР и его действия, которые вели к разрухе и распаду государства. Сам Варенников в одном из интервью рассказывал о том, чем конкретно занимался в те дни 1991 года:

«Я активно поддерживал ГКЧП и отвечал за два вопроса. Это Крым — беседа с Горбачевым, и Украина — создание там благоприятных условий... Я должен отправиться вылететь в Киев, тогда на Украине была сложная ситуация, так как там национализм поднимал голову. Я обеспечил там порядок, чтобы не было бы кровопролития».

Путч в 1991 году – митинги
Путч в 1991 году – митинги

Суды и амнистия

ГКЧП «прожил» всего 4 дня (с 18 по 21 августа), целей своих не добился и был свален митингами, охватившими столицу. Потом начались аресты путчистов и тех, кто был связан с ГКЧП, в том числе арестовали и Варенникова. Следствие по этому дело шло полтора года. Первый суд состоялся 14 апреля 1993 года. Подследственные находились почти все время в «матросской тишине», но незадолго до суда были выпущены с подпиской о невыезде.

Следствие тянулось до декабря 1992 года, а первое заседание суда состоялось 14 апреля 1993 года. Большую часть времени до суда подследственные провели в «Матросской тишине», однако, незадолго до начала суда все были отпущены под подписку о невыезде.

Судебные заседания шли с перерывами: то подсудимые, то адвокаты все затягивали, ложились в больницу, занимались отводами. В итоге обвинительное заключение огласили лишь в октябре 1993 года, а в марте 1994 обвиняемым объявили об амнистии.

Варенников не принял амнистию, так как не считал себя виновным. Согласно заключению обвинителей ему вменяли статью 64 УК СССР – это измена родине. Но он, который участвовал в боях за Сталинград, штурмовал Берлин, нес знамя Победы, родине никогда не изменял, потому требовал суда.

Суд над участниками ГКЧП
Суд над участниками ГКЧП

Оправдан!

Начался второй процесс по делу ГКЧП – но единственным обвиняемым в нем стал человек, который никогда и не был членом этой организации. Обвинители зачитали заключение:

«Варенников в августе 1991 года руководил действиями военных округов на Украине и оказывал давление на ее руководство, настаивая на введении режима ЧС в западных областях. Участвовал в разработке плана штурма здания Верховного Совета России и задержания президента России Ельцина».

Линия защиты настаивала на том, что никакой измены родине не было в действиях генерала. Наоборот, он выступил за сохранение Советского Союза, за его мощь и суверенитет. Это подтверждали и показания свидетелей.

А вот против Варенникова выступал… Горбачев, представляете? Варенников тогда задал экс-президенту вопрос:

Обязаны ли вы были тогда выполнять постановления Верховного Совета СССР?

Горбачев ответил очень неохотно:

– Да, я был обязан.

– А почему же вы не выполнили постановление Верховного Совета от 23 ноября 1990 года, где говорилось о чрезвычайном положении в стране? Вы, как президент, обязаны были принять адекватные меры.

На этот вопрос ответа не последовало. Валентин Иванович был оправдан, так как в его действиях состава преступления не нашли. Итогом того суда стали следующие слова:

«Мотивами и целью содеянного были не корыстные побуждения или иная личная заинтересованность, а сохранение государства, что соответствовало воле народа, высказанной на референдуме 17 марта 1991 года».

А что можно сказать про остальных членов ГКЧП? Скорее всего, они даже не понимали, за что боролись, раз попросту признались в измене своей родине.