Кто из нас не видел розового слона — как минимум, в собственном воображении? Любой, согласившийся сыграть в известную психологическую игру, обречен погрузиться в долгие размышления об огромном ушастом млекопитающем.
Напомним, задача заключается в том, чтобы сначала представить во всех подробностях розового слона, а потом резко перестать о нем думать. Легко ли? Очаровательное существо в нежных оттенках заката будет доверительно заглядывать вам в самую душу, пока вы пытаетесь отогнать любую мысль о нем.
Парадокс розового слона призван наглядно показать, насколько тяжело человеку избавиться от навязчивых мыслей. О подобном психологическом эффекте люди знают давно. Выражение «не думать о розовом слоне» встречается, к примеру, в книге американского писателя-фантаста Курта Сиодмака «Город в небе» (1974):
Предшественниками розовых слонов были белые медведи, которые не менее блестяще справлялись со своими задачами предводителей навязчивых мыслей. Еще Федор Михайлович Достоевский был осведомлен о психологическом трюке с участием полярных мишек. Писатель упоминает о нем в очерке «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863):
Возможно ли перестать думать о белом медведе или розовом слоне, если процесс уже запущен? Увы. Пожалуй, единственным действенным выходом станет… мысль о хромой обезьяне.
Но вернемся к нашим баранам, точнее, слонам. Удивительные розовые существа, однажды возникнув в некоей точке пространства и времени, быстро распространились по всему земному шару. Еще раньше, чем стать королями психологического парадокса, они обрели небывалую популярность среди поклонников зеленого змия, преимущественно англоговорящих.
Возможно, розовых слоников запустил в коллективное алкогольное сознание Джек Лондон. В повести «Джон Ячменное Зерно» (1913) он так красочно описал одну из разновидностей любителей чрезмерных возлияний:
А самый ранний зарегистрированный литературный пример (частично) розового слона — у Генри Уоллеса Филлипса. В рассказе 1896 года «Человек и змей» упоминается персонаж, увидевший под алкогольными парами «розово-зеленого слона» и «пернатого бегемота».
С тех пор слоны как символы видений прочно вошли (влетели?) в массы. Что уж говорить, даже диснеевский слоненок Дамбо, ненароком хлебнув шампанского, наблюдает галлюцинацию в виде компании марширующих розовых сородичей. Впрочем, в нашей стране любители горячительного предпочитают водить дружбу с белочками.
Но и в реальности розового слоненка наблюдали не раз. Так, в 2009 году сотрудник Би-би-си Майк Холдинг увидел чудо природы на берегу реки Окаванго в Ботсване. Нужно ли говорить о том, что товарищи по команде ему сначала не поверили и посчитали, что малыш просто родился альбиносом или страдает лейкизмом. Однако кадры — вещь упрямая.
Розовые слонята есть и в бирманском зоопарке (фото выше). Не значит ли это, что розовые слоны вышли из коллективного сознания в реальный мир? И как о них теперь не думать?..
Еще статьи об очевидном-невероятном:
Подписывайтесь на наш канал! Будет еще интереснее!