Найти в Дзене
История и искусство / Artifex

История японской живописи на ширмах

Оглавление

Каждый, кто хотя бы немного интересуется живописью или искусством, обращал внимание на картины, изображенные на ширмах. Такой вид искусства был популярен во многих странах, однако наибольшее распространение такая форма живописи получила в Японии. Разберемся, какую роль играла ширма в традиционном доме японского жителя и как ее стали расписывать.

Возникновение ширмы

Первые ширмы возникли в Китае. Китайцы верили, что злые духи передвигаются лишь по прямой, поэтому перед входом ставили небольшие экраны, тем самым преграждая путь нечисти. Чаще всего мастера изготавливали четырех или шестистворчатые ширмы. В богатых домах были многостворчатые массивные ширмы, которыми можно было преградить целый зал.

Так выглядели экраны в Китае, прообраз современной ширмы
Так выглядели экраны в Китае, прообраз современной ширмы

Первые образцы ширм были завезены в Японию лишь к концу VIII века.
В Японии ширма или, по-японски, биобу-э выполняла роль зонирования, разбивала личное пространство хозяев от гостевого.


Особенности росписи японской ширмы


Если в Китае использовали тонкую рисовую бумагу для создания ширмы, то жители Японии предпочитали более плотный материал, гампи. Гампи – вид японской бумаги ручной выделки, за основу которой использовали растения гампи.

Художник расписывал на полу каждый лист по отдельности. Такой вид нанесения не допускает никаких исправлений и переделок, работа должна быть выполнена идеально с первого раза. Когда мастер заканчивал роспись, он крепил полотно к внутренней и внешней рамам.

При создании композиции художники ориентировались на привычные для жителей Азии движения глаз, справа налево. Ширмы украшали стихами, пейзажами, цветами.

В ученых ведомостях храма Тодай-дзи, Кэнмоцутё упоминается, что в VIII веке было получено в подарок около ста ширм с росписью. Одним из подарков является самая древняя ширма «Дамы с птичьими перьями».
Особенностью таких биобу-э является полотно, которое изготавливалось вручную из овечьей шерсти.

Ширма с картиной «Женщина с птичьими перьями»
Ширма с картиной «Женщина с птичьими перьями»

В начале IX века жители Японии начали эмоционально относиться к вещам, стали замечать красоту в простых, бытовых деталях. Возникновение новых философских направлений этой эпохи связано с расширением дзен буддизма. Это, в свою очередь, внесло свой вклад в развитие искусства того времени.

В начале XIV века ширмы стали базовым предметом интерьера, их использовали повсюду, в магазинах, храмах, местах для тренировок. Со временем биобу-э становились все менее массивными, что позволило убрать перегородки. В эту эпоху художники могли расписывать единое полотно по всей поверхности ширмы.

Сюбун – японский художник-монах, стал расписывать ширмы в особой технике, суйбокуга. Пейзажи, выполненные такой техникой, являлись целой философией, где бумага отражала пустоты бытия, а изменчивость бытия передавала тушь, с помощью которой наносился рисунок.

Ширма с росписью Сюбуна
Ширма с росписью Сюбуна

В XVI веке ширма стала предметом роскоши и богатства. В эту эпоху мастера делали роспись на золотом фоне при помощи ярких оттенков краски. Наиболее часто изображали ежедневные, бытовые сцены, пейзажи четырех времен года, животных.

Кано Эйтоку – один из величайших японских художников этой эпохи. Работы Кано отличаются своей уникальностью в исполнении.

Ширма с картиной  Кано Эйтоку
Ширма с картиной Кано Эйтоку

К сожалению, часть его работ была уничтожена во времена Сэнгоку.

Автор: Ангелина Болгова