Закрыть глаза
И там, в глубине, за закрытыми глазами, еще раз закрыть глаза.
Тогда оживают даже камни.
— Небо над Берлином
Самостоятельные путешествия - непростая затея, но зато жутко увлекательная и интересная. Опять же формируются новые нейронные связи - лекарство от преждевременной деменции. Если удастся дожить до старости, то хотелось бы с ясным умом. Именно с такими мыслями я оправдываю трату кучи времени на организацию каждой поездки.
В планировании путешествий я настоящий маньяк. Перед каждой поездкой я покупаю путеводитель, а то и два, и несколько дней штудирую информацию о новой "жертве". В голове рисуются схемы города; с привязкой к местности плетется рассказ; как одуванчиков на газоне в мае, на карте смартфона растёт число значков points of interest, а в оранжевом молескине рассчитывается бюджет, прогноз погоды, приблизительный план на день.
До всем известного 2020 года почти каждый июнь я бывала в одном из городов Европы, а теперь на выходные, захватывающие день России, выбираюсь поближе, в Нижний Новгород, например. В этом году пришёл черёд Плёса. Кого только там не было, но мне, прежде всего, вспомнился фильм Леонида Парфенова про Сергея Михайловича Прокудина-Горского, пионера цветной фотографии, ученика Д.И. Менделеева, который запечатлел в объектив фотокамеры Российскую империю перед её гибелью и крохотный Плёс в том числе. Сохранились несколько фотографий Плёса, которому на фото исполнилось ровно 500 лет. Оригиналы восстановлены и бережно хранятся в Библиотеке Конгресса США. В Выборге, в Мон Репо я уже восторженно гонялась в поиске мест с фото столетней давности, так что решила почему бы снова не поиграть в "найди сто отличий". Потом вспомнился Исаак Левитан, который после путешествия на Кавказ осел аж на два лета в Плёсе и написал многочисленные медитативные пейзажи Волги. Я тоже не так давно была на Кавказе, в Грузии, и Плёс просто звал и манил.
Оказывается, существует не так-то много книг и путеводителей о Плёсе. Я заказала в интернете "Плёс - жемчужина Волги" Владимира Ермолаева 1978 года выпуска и крохотную брошюру А.И. Сорокина 2023 года, выпущенную при участии Плесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В них перечислены основные исторические события и их связь с Плёсом до, во время и после татаро-монгольского ига. После прочтения в голове сложился винегрт из древнего Чувиля, внука Чингис-хана Батыя, основателя града Плесо сына Дмитрия Донского Василия I, пана Лисовского, Минина с Пожарским, Ивана Грозного, возмутительных московских балерин в эвакуации во время войны с Наполеоном, Луначарского и так далее.
Краткий перессказ. В конце XIX века Ф.Д.Нефедов (писатель, родился и жил в Иваново-Вознесенске) производил раскопки, нашёл в нагорной части Плёса и его окрестностях следы древнего поселения Чувиль - "птичье царство" (XI-XIII вв). Чувильна, чувилька - птичка, пташка, свистулька. Предположительно, Чувиль перестал существовать после набегов внука Чингис-хана, Батыя в XIII веке. В 1410 году после нападения Золотой орды на Московское княжество сын Дмитрия Донского, Василий решил построить на Волге оборонительную крепость на подступах к Костроме. "Повеле рубити град Плесо". 1420 году моровая язва. В 1429 Плёс сожжен войском Махмута Хази. Через некоторое время вновь отстроен. В 1462 году московские князья отказались платить дань татарским мурзам. Крепость в Плёсе - сборный пункт для русских войск. В 1552 году падение Казанского ханства. Времена Ивана Грозного. С 1556 вся Волга от истоков до Каспийского моря свободна от татар. С XVII века польские интервены сожгли деревянную крепость в Плёсе. Разбои и грабежи пана Лисовского. Весной 1612 годов артель плотников в Плёсе построила плоты и паромы для переправы народных ополченцев из Нижнего Новгорода на левый берег для взятия Костромы. В 1812 году Плёс - место эвакуации воспитанников и педагогов Московского театрального училища. До 1871 года торговый город-порт с полотняными мануфактурами. В декабре 1871 года открытие железнодорожной линии Ивано-Вознесенск-Кинешма в обход Плёса. Хлеб стало выгоднее возить не гужевым транспортом, а железнодорожным. Сокращение жителей. В 1888 году Левитан в Плёсе. 25.07.1910 Плёс отметил 500-летие. Празднование проходило на Соборной горе. В 1918 году начало строительства железной дороги Середа-Плёс. Положено 5 км пути. Строительство было прекращено. Во времена СССР добыча гравия. Плёсский гравий использовали при строительстве Московского метрополитена. В 1919 приезд в Плёс А. В. Луначарского (предположительно). В 1924 году в июне зарегистрирована плесская швейная артель "Большевик", которая во времена 2й мировой шила для фронта белье, брюки, гимнастерки. На этом, пожалуй, остановлю пересказ.
Добраться до Плёса я решила на ласточке с Восточного вокзала Москвы до Иванова за 3 часа 45 минуту, а затем автобусом около 1,3 ч. В сумме не больше 6 часов. Билет на поезд в одну сторону обошёлся за 1 539,30 руб., на автобус - 285 руб. Жилье сняла на суточно.ру за 9 тыс.руб. сутки (ссылка на партнёрскую программу https://sutochno.ru/afi/10508138).
Путешествовать на ласточке одно удовольствие. Во Владимире к ласточке цепляют тепловоз, так как участок от Владимира до Иваново не электрофицирован. Следующая остановка Шуя с милым, стилизованным под старину деревянным вокзалом. Вокзал в Иваново, напротив, в конструктивистском стиле, просторный, с голубыми стенами в зале ожидания и забавными круглыми окнами. Из интересного: в зале ожидания установлен ткацкий станок. На площади встречает брутальный памятник молодым революционеркам. Я сначала подумала, что это голова молодого Максима Горького, но местный экскурсовод рассказывала группке туристов рядом, что голова принадлежит Ольге Генкиной, растерзанной на вокзале в первую русскую революцию. Напротив вокзала, рядом с памятником революционеркам расположена автобусная остановка с 581 маршрутом до Плёса. Автобус как будто переносит в прошлое: старенький, обшарпанный ПАЗ, водитель с суровым лицом, у которого лучше ничего не спрашивать, а сидеть тихо и не отвлекать глупыми вопросами. Билеты лучше брать заранее на сайте туту.ру, так как автобус набивается битком, а ехать около 2 часов. Можно добраться на такси, около 2 тыс. руб.
Уже на автовокзале в Плёсе становится понятно, что ты попадаешь в какое-то уникальное пространство - этакий кинематографический мир русской глубинки (аналогия с Миром Дикого Запада). Спуск вниз мимо избы-кофейни, в сторону от автомобильной дороги ведёт к Соборной горе, откуда открываются знаменитые левитановские пейзажи на город и Волгу. Преодолев крутой спуск к реке с мыслью: каково же здесь весело спускаться в дождливую погоду, - попадаешь на Юрьевскую улицу. Несколько шагов и ты уже в Плёсском пивном доме с вкусным пивом и чудесными наливками, ещё чуть дальше торговая площадь и необычное заведение Рыбный угол, где можно отведать стакан ухи или борща, углы с лещом и левитановку. Быстрая еда по-плёсски. Выпить чашечку кофе с кулейкой (плесский творожный десерт) можно в кофейне Софьи Петровны Кувшинниковой на набережной. Здесь же недалеко можно отправиться на речную прогулку и насладиться видами Плёса с воды. Не менее увлекательно пройтись по набережной, читая историю домов на табличках, зайти в пару музеев, подняться на гору Левитана, погулять в Зобовском лесу. Столики в ресторанах лучше бронировать заранее. Я, например, не попала в Икру, судя по отзывам, место очень любопытное. Ещё одним захватывающим впечатлением было встретить рассвет на Волге, надышаться вздухом, наслушаться птиц, лягушек, берёз и колокольный звон, отправиться на пляж искупаться, пока весь город спит, кроме рыбаков, пока не прибыли шумные туристические автобусы.
На обратном пути водитель пазика оказался не только суровым, но и раздражительным. Он приехал с каким-то другим номером маршрута и на вопросы туристов: "Идёт ли этот автобус до Иваново и если идёт, то почему город написан не Иваново и номер маршрута какой-то отличный от расписания?" - отвечал, что, конечно, идёт до Иваново и что ему некогда заниматься такими глупостями и менять каждый раз табличку. В Иваново в ожидании поезда неплохо заглянуть в местный художественный музей с любопытной экспозицией, перекусить в кафе, погрустить у развалин Большой ивановской мануфактуры и вернуться домой радостным и полным впечатлений, в предвкушении следующего путешествия.