Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

О том, что не дано знать, где найдешь, где потеряешь. О главкоме ВВС Алкснисе и перелёте экипажа Чкалова через Северный полюс в Америку.

18 – 20 июня 1937 года. Сергей Сорокин Что за мешанина это название, - скажет любой, начавший читать этот опус. Ан нет – все не случайно, все связано. Конец восьмидесятых. Адъюнктура ВВА им. Ю.А. Гагарина. Помимо занятий наукой, адъюнкты академии несли еще и общественно-полезные и представительские нагрузки. В основном, в виде участия в нештатной похоронной команде монинского гарнизона, где тогда проживало много ветеранов ВВС. Заслуженных, послуживших, повоевавших, но, как и все мы, смертных. Подошла моя очередь нести «нагрузку». На этот раз не в составе «группы скорбящих» на очередных похоронах, а «в массовке» по случаю празднования юбилея главкома ВВС тридцатых годов Я.И.Алксниса. Очередь, а уж в советское время – дело святое и верх социальной справедливости. Подошла твоя очередь - езжай в Москву в Центральный дом Советской армии (один из залов). Настроение соответствующее – очередной вычеркнутый из жизни зря день. Об Алкснисе что-то слышал: что был такой главком; что в Монино в ег
Оглавление

18 – 20 июня 1937 года.

Сергей Сорокин

Соколы Сталина — Чкалов, Байдуков и Беляков: как Америка встречала "диких русских лётчиков"
Соколы Сталина — Чкалов, Байдуков и Беляков: как Америка встречала "диких русских лётчиков"

Что за мешанина это название, - скажет любой, начавший читать этот опус. Ан нет – все не случайно, все связано.

Конец восьмидесятых. Адъюнктура ВВА им. Ю.А. Гагарина. Помимо занятий наукой, адъюнкты академии несли еще и общественно-полезные и представительские нагрузки. В основном, в виде участия в нештатной похоронной команде монинского гарнизона, где тогда проживало много ветеранов ВВС. Заслуженных, послуживших, повоевавших, но, как и все мы, смертных.

Подошла моя очередь нести «нагрузку». На этот раз не в составе «группы скорбящих» на очередных похоронах, а «в массовке» по случаю празднования юбилея главкома ВВС тридцатых годов Я.И.Алксниса. Очередь, а уж в советское время – дело святое и верх социальной справедливости. Подошла твоя очередь - езжай в Москву в Центральный дом Советской армии (один из залов). Настроение соответствующее – очередной вычеркнутый из жизни зря день.

Об Алкснисе что-то слышал: что был такой главком; что в Монино в его честь названа одна из улиц; установлен его бюст; что в тридцатые годы был репрессирован, а в пятидесятые реабилитирован.

Началось мероприятие обычно для того времени и темы. Зал, в котором несколько десятков незнакомых человек, президиум, ведущий, изложивший основные вехи биографии юбиляра.
Все шло ожидаемо, классически для подобного мероприятия. Самое главное сделано – ты отметился в списке присутствующих, осталось досидеть до окончания и домой.
Пошли выступления. Перечеркнувшие все мои пессимистические ожидания.
Юрий Александрович Антипов, Герой Советского Союза, фронтовик, заслуженный летчик-испытатель СССР. Для моего поколения - выпускников ВВАУЛ семидесятых добавлю – человек, давший лётную оценку Л-29, позволившую стать этому самолету «летающей партой» советских ВВС шестидесятых – восьмидесятых годов, а таким как я - лётчиками. Антипов учился летать в московском аэроклубе на Ходынском поле, ныне застроенном одной «талантливой предпринимательницей», проживающей «в заграницах».
Юрий Александрович держал внимание аудитории как хороший преподаватель: «А вы знаете, что Алкснис, изначально пехотный офицер, не ограничивался административными обязанностями в Главкомате ВВС, а зам главкома прошел практическое обучение на военного летчика в Качинской военной школе летчиков, а в последующем, будучи Главкомом, летал на ВСЕХ типах самолетов, стоявших тогда на вооружении ВВС?!
И осваивал новые для себя типы на Ходынском аэродроме. По утрам, до начала его кабинетного рабочего дня. Я видел главкома Алксниса в воздухе. Представьте себе - я простой курсант ОСОВИАХИМ и Главком! Я видел Алксниса с воздуха, летающим одновременно со мной! А кто его учил? Его учил зам главкома по ВУЗ! Когда наши нынешние зам.главкомы по ВУЗ летали, а тем более обучали?!»
Не дожил Юрий Александрович до нынешних дней, — вот бы поразился нашим нынешним реалиям! «Да что главкома, продолжал Антипов, - я Валерия Чкалова видел в воздухе на Ходынском аэродроме! Представьте, я – молодой рабочий авиазавода, только что окончивший ФЗУ, и человек – легенда! Как это нас поднимало, как мы стремились быть похожими на него!»
После аэроклуба и Одесской военной авиационной школы пилотов Антипов был оставлен в ней инструктором. Прилетает к ним Алкснис, делает над аэродромом какой-то заковыристый комплекс фигур, садится, летчиков-инструкторов строят, Главком обращается: «Кто может повторить? Повторившему – часы».
Антипов вышел в числе нескольких немногих (уж очень был строг Главком Алкснис), повторил. Получил часы. Главком еще раз построил инструкторов, озвучил свое предложение. Когда четверо первых повторили и получили часы, а желающие остались, Алкснис построил вновь и извинительным тоном объявил: «Товарищи летчики! Часы кончились. Будем проверять технику пилотирования в долг!»
В итоге комплекс повторили все летчики-инструкторы, часы получили тоже. Какие времена, таково и слово Главкома!
Ведущий, предоставляя слово следующему выступающему, - в солидном возрасте, в гражданском платье, произнес: участник перелёта через Северный полюс в Америку генерал-полковник Г.Ф. Байдуков!
Сказать, что все мы посворачивали шеи, сопровождая взглядами эту живую легенду, – ничего не сказать! Георгий Филиппович, выйдя за трибуну, отнюдь не старческим голосом, возмутился: «Да что всё про этот перелёт! У меня в сравнении с этим полётом дел и заслуг много больше!» И кратко рассказал о командовании им штурмовым авиакорпусом в войну и о вкладе в создание ПВО страны после Великой Отечественной. Он, кстати, до сих пор рекордсмен по числу присвоенных ему за его дела орденов – 22 ордена СССР и России, много больше даже чем у … (тут с фамилиями благоразумно промолчу).

Чуть поостыв, Байдуков стал рассказывать. Причем, не столько о себе, а об Я.И. Алкснисе и В.П. Чкалове, их влиянии на его судьбу и биографию. Окончив летную школу, послужив в строевом авиаотряде, Г.Ф. Байдуков стал в 1930-м лётчиком-испытателем НИИ ВВС. Молодым летчиком-испытателем рядом с испытателями - «зубрами» старой школы.
Полёты с необходимостью глубокой теоретической подготовкой (в части радио, радионавигации, гироскопических приборов и пр.) значительная часть «стариков» … не любила и как могла от них уклонялась, благодаря чему такие задания перепадали ему, как «молодому». Так он, в числе первых, освоил технику «слепых полетов».

Далее продолжу (насколько позволит память) максимально близко к рассказанному тогда Георгием Федоровичем. У него была давняя мечта - учиться. И учиться именно на инженерном факультете ВВА РККА им. Н.Е. Жуковского. Он понимал, что авиация будет развиваться, становиться технически все более сложной и лётчику-испытателю без серьёзных инженерных знаний не обойтись. Лётчики-испытатели – «старики» НИИ ВВС в то время делали упор на «лётческое чутьё», а глубоко разбираться в технических вопросах, мол дело инженеров. Байдуков подавал рапорт за рапортом на учёбу, ему раз за разом отказывали, причем и сам Главком.

Неудачная попытка рекордного перелета в составе экипажа Леваневского (вторым пилотом – как мастера «слепого полета»), распиаренного ещё до их выполнения (ничего не напоминает из нынешнего?) вызвала неудовольствие самого Сталина и его упреки главкому Алкснису.
Сталин какое-то время не хотел больше ничего слышать о рекордных полётах. На очередной рапорт Байдукова об учебе в Жуковке Алкснис ответил (далее почти дословно сказанному Байдуковым): «Как обоср…сь, так и отмывайтесь! Никакой речи об учебе пока не отмоетесь!»

Самолет доработали, ошибки в организации и осуществлении разобрали. Вроде можно продолжить, но как, если сам Сталин о рекордных перелётах слышать ничего не хочет?! Желанная учёба Байдукова в академии отменяется и неизвестно когда станет возможной.

Проблема из проблем - кто может уговорить Сталина на очередную попытку рекорда дальности?? Байдуков предположил, что если кто-то и может уговорить Сталина, то это Валерий Павлович Чкалов!
Но как уговорить самого Чкалова?? Чкалов, со слов Байдукова, тяжелые машины …недолюбливал, предпочитая истребители. А лететь то на рекорд на «тяжелом» АНТ-25.

«Затягивание» Чкалова на АНТ-25 Байдуков спланировал как хорошую операцию, но Чкалов, даже полетав с ним на АНТ, «не загорелся» энтузиазмом. Пришлось Байдукову раскрыться и рассказать свой мотив. И это сработало – Чкалов не мог отказать своему товарищу, собрату по профессии.

Чкалов уговорил Сталина и далее они экипажем совершили то, что знают большинство, если не все граждане нашей страны. Большая часть того героического полёта проходила в условиях полёта по приборам, естественно, что пилотировал, в основном, Байдуков. Но Чкалов не был Чкаловым, если б сразу после посадки не заявил об этом во всеуслышание – «пилотировал Георгий!»

Вот нашел бы я тогда «отмазку» от участия в этом мероприятии, сколько бы потерял?!
Как же не хватает нам сейчас личностей и событий уровня тех лет!

Предыдущая часть:

Продолжение:

А может они есть, но мы о них пока не знаем. Хочется верить в это.

Другие рассказы автора на канале:

Сергей Сорокин | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен