🗾 12.01.2012 | 🗽 13.04.2012 | 🏰 29.06.2012
Сатору Ивата недавно сказал, что его компания выживет, если будет предлагать такие игры, которые на других платформах невозможны. Даже если бы использующиеся в Spirit Camera технологии были нигде более не доступны (а это не так), то это все равно не оправдало бы ее ценник – никакая технологическая демка сорока баксов не стоит.
Как рассуждают сами разработчики, львиная доля хоррорности сериала Project Zero (он же Fatal Frame), спиноффом которого является Spirit Camera, происходит от того, что игрок активно представляет себе то, чего не видит, – иными словами, он своим воображением дополняет реальность. 3DS со встроенной камерой, гироскопом и стереоскопическим 3D прямо-таки умоляла Tecmo Koei выпустить на нее что-то хоррорное – но Ивата был против. Хоррорам, говорил он, надо выходить на домашних системах, с красивой графикой, хорошим звуком и возможностью играть в одиночку в темноте, а разбавленным консольным играм на 3DS не место. Экспериментируя, разработчики остановились на необычном решении – вложить в коробку с игрой AR-буклет, на взаимодействии с которым и будет выстраиваться геймплей. Задумка была интересна, но реализация с нечеловеческим трудом едва-едва дотягивает до того, чтобы это можно было назвать «игрой» и не поморщиться.
Зачин у здешней истории прост: к вам, игроку-слеш-герою, в руки попадает таинственный дневник (AR-буклет) и Камера Обскура (та самая, из Project Zero) в виде 3DS, через объектив которой на страницах книжечки начинают проявляться скрытые вещи. Вскоре у вас обнаруживается бестелесная напарница, потерявшая память Кавайная Девушка в Белом, вместе с которой вам нужно разгадать загадку Таинственного Дневника и спастись от Страшного Проклятья, которое наслала Женщина в Черном, желающая непременно заполучить себе в коллекцию ваше лицо. Бояться при слове «лицо», ага.
Действие игры, за исключением редких визитов в уродливо низкополигональный Страшный Особняк, разворачивается на фоне того, что вас непосредственно окружает. То есть, беседовать с Загадочной Девушкой в Белом и сражаться с призраками придется на прозаичных декорациях в виде, например, увешанного магнитиками холодильника или любимого бабушкиного ковра. От атмосферы уж мурашки по коже, правда?
Боевые встречи с представителями потусторонних сил здесь обставлены на манер Project Zero: удерживая врага в объективе, мы накапливаем силу атаки, а сфотографировав неупокоенного в момент его нападения, успешно защищаемся. Чтобы отыскать постоянно телепортирующегося призрака, приходится смотреть по сторонам, крутиться на все 360 градусов с 3DS в руках – и это довольно любопытно… в первый и единственный раз. Одного раза также хватает, чтобы убедиться, насколько плохо сочетаются игровые персонажи с реальным окружением: они все время парят в воздухе (даже когда идет анимация ходьбы), а в сравнении с близлежащими объектами кажутся совсем уж крошечными и смешными.
В категорию «достаточно забавно, чтобы единожды поглумиться» относится и геймплей, завязанный на AR-книжке. Большую часть времени от игрока требуется лишь прицелиться 3DS-камерой на релевантную для сюжета в данный момент страницу (это такая недоголоволомка – поди догадайся, чего вообще игра хочет). В качестве награды на страницах «дневника» проявляются всякие «пугающие» изображения и символы (локализаторы решили не перерисовывать книжечку, поэтому приходится любоваться на хирагану с субтитрами).
Итак, геймплей в Spirit Camera состоит из вариации на тему Face Raiders (бесплатной встроенной в 3DS игрульки), листания книжечки с просмотром AR-анимации и болтовни с унылой девицей. Вся игра проходится за два часа, и треть этого времени уходит на повторы одних и тех же сюжетных реплик (которые сами по себе ничего интересного в себе не несут) – словно авторы Spirit Camera держат свою целевую аудиторию за любителей «Телепузиков».
Аналогия с «Телепузиками» не случайна: игра вызывает примерно такое же чувство недоумения и брезгливости. На обложке Spirit Camera красуется рейтинг «Т», но я не могу себе представить нормального человека старше лет так семи, которого она могла бы напугать. Ну, разве что, памятуя тот материал из «Фамицу», нежных японских фиалок, фотографирующих друг друга и ахающих, когда на снимке за подругой проявляется еще более страшная образина.
И да, оценка – «двойка». Понимаю, что столь низкий балл вызовет недоумение, ведь это уровень «Боев с тенью», «Московских криминалитетов» и прочей отрыжки бывшего отечественного игропрома. Но ведь Spirit Camera не сильно лучше, хоть на ее обложке и красуется знак качества Nintendo. Она во всех смыслах уродлива; от сюжетных сценок складывается впечатление, что озвучку записывали школьники на перемене, потратив предыдущий урок вместо учебы на написание типа как страшилочного фанфика по Project Zero. И в большинстве случаев она работает как-то через пятую точку. Spirit Camera – самая физически неудобная игра из всех, которые мне встречались. В нее нельзя играть в дороге: она постоянно требует AR-книги и кручения на месте, и человек, вздумавший играть в нее вне дома, будет неизбежно выглядеть в глазах окружающих как полнейший идиот. Но при этом и дома в нее поиграть толком не удастся: отвратная камера 3DS умеет более-менее нормально работать только при ярком свете, и обычных лампочек ей часто бывает мало. В моем случае даже днем при довольно-таки прозрачных занавесках играть в Spirit Camera было проблематично. Ну и – хоррор-игра, требующая яркого освещения, чтобы работать? Кому вообще могла прийти в голову подобная идея?
Если бы она стоила не $40, а $4, не оскорбляла бы интеллект игрока бесконечным разжевыванием банальнейших пошлостей и не пыталась быть чем-то, кроме техдемки, то, быть может, все не было бы так прискорбно. А так – осознавая, что Project Zero 4 для Wii на Западе Nintendo так и не выпустила, подсунув нам зато Spirit Camera как новый мегахит для 3DS, хочется посоветовать господину Сатору Ивате выпороть себя публично. Потому что с такими чудесными эксклюзивами (и цифры со мной согласны: за первый месяц продаж в США Spirit Camera нашла лишь 6500 неудачников, согласившихся ее купить) Nintendo пойдет на дно и без помощи смартфонов.
Написано 4 августа 2012 года для "Страны Игр"
_____________________________________________________
Добавить нечего. Это самый оскорбительный релиз на 3DS. Если было что-то хуже, я об этом не знаю.
2.0