Лев III был императором Византийской империи с 717 по 741 год нашей эры. Он основал Исаврийскую династию, правившую до 802 г. н.э. Император был талантливым администратором, и он обновил политический аппарат империи и правовой кодекс. Во время правления Льва также произошло несколько конфликтов с арабским миром, начиная с успешной защиты Константинополя и заканчивая завоеванием Малой Азии. Сегодня императора лучше всего помнят за то, что он начал уничтожение икон в христианской церкви, которое его преемники преследовали с еще большей страстью, что привело к увеличению разрыва между западной и восточной церковью.
Подписывайтесь на телеграм канал Истории
Правопреемство
Лео, урожденный Конон, был пастухом во Фракии, родители которого переехали туда из Сирии. Несмотря на свое скромное прошлое, амбициозный Лев стремился к самой вершине. Дипломат времен правления Юстиниана II (годы правления 685–695 н. э.), он помог императору восстановить свой трон в 705 г. н. э., пройдя путь по служебной лестнице. Во времена правления Анастасия II (713-716 гг. н.э.) Лев был губернатором (стратегом) военной провинции (фемы) Анатоликона в Центральной Малой Азии и, как таковой, имел реальную политическую власть. В 717 г. н.э. Лев объединил силы со своим товарищем-стратегом Артабасдосом, который правил Армениконом в северо-восточной части Малой Азии. Последнему был обещан титул куропалата, один из трех высших рангов в империи, если попытка Лео получить высшую власть будет успешной. Столкнувшись с небольшой армией императора в Никомедии и разгромив ее, заговорщики свергли преемника Анастасия, Феодосия III (годы правления 716–717 гг. Н. Э.).
Феодосий был сослан в монастырь в Эфесе, а Лев с триумфом вошел в Константинополь как император 25 марта 717 г. н.э. После того, как за шесть лет народ повидал четырех императоров, Лео, наконец, обеспечил империи некоторую стабильность. Таким образом, новый император был не из Исаврии (южная Малая Азия), но более поздний летописец Феофан Исповедник (ум. ок. 818 г. н.э.) описал его как такового, и это имя закрепилось за его династией Исавров, в которую входили еще три императора и одна императрица, просуществовавшая до 802 г. н.э.
Военные кампании
Правление Льва сразу же столкнулось с кризисом, когда его столица Константинополь была осаждена арабскими войсками во главе с блестящим полководцем Масламой. Действительно, одна из причин, по которой церковь и дворяне империи с такой готовностью приняли Льва в качестве своего нового императора, вполне могла быть связана с неминуемой угрозой столице. Осада началась в августе 717 г. н.э., ее провела арабская армия численностью 80 000 человек и флот из 1800 кораблей. Это продлится год, но город, защищенный своими грозными укреплениями и тайным зажигательным оружием греческого огня, выдержал натиск. Когда булгарский хан Тервел послал отряд на помощь своему удобному союзнику Льву, армия Масламы, уже ослабленная необычно суровой зимой, голодом и болезнями, была вынуждена отступить 15 августа 718 г. н.э. Спасение города отмечалось каждый год, после чего Византия и самый важный христианский город за пределами Иерусалима могли вздохнуть с огромным облегчением.
Лео, доказав свои оборонительные навыки, затем перешел в наступление, чтобы попытаться вернуть часть огромных территориальных потерь, которые империя понесла за последние десятилетия. Напав на арабов в западной и южной части Малой Азии, он выиграл несколько сражений, особенно при Никее в 726 г. н.э. Союзы Льва с грузинами и хазарами оказались очень полезными, особенно с последними, которые, родом из района к северу от Черного моря, могли атаковать арабские силы в тыл. У полукочевых хазар были хорошо налаженные связи с Константинополем: Юстиниан II женился на дочери хана, а Лев разумно обеспечил продолжение добрых отношений, женив своего сына на одной из дочерей нынешнего хана. Затем, в 740 г. н.э., был нанесен решающий удар, и византийская армия одержала крупную победу в битве при Акрононе во Фригии, которая вынудила арабов уйти из региона. Завоеванные территории были организованы в две новые фемы империи: Тракесион и Кибирраиотаи.
Иконоборчество
Представление о том, что христианское поклонение религиозным образам является идолопоклонством, восходит к Ветхому Завету, но на протяжении веков иконы (то есть изображения святых лиц: Иисуса Христа, Девы Марии и святых) стали нормальным признаком многих церквей. Лев III был первым правителем, вступившим в полемику, и он поддерживал иконоборчество, то есть «ломку образов». Неясно, что двигало Лео, кроме личных убеждений. Византийские христианские историки, все из которых, что немаловажно, поддерживали иконы, предполагают, что на императора оказали чрезмерное влияние евреи и мусульмане, но современные историки считают это маловероятным. В качестве альтернативы, возможно, существовало убеждение, что ужасные потери мусульманских армий Арабского халифата до правления Льва были вызваны тем, что Богу не нравилось видеть его изображение, наклеенное на стены его церквей и в других местах. Возможно, как представитель Бога на земле, византийский император просто хотел воспользоваться своим правом, как он видел, диктовать не только политическую, но и церковную политику. Точные мотивы теряются в глубине веков, но последствия будут звучать веками.
Лев начал свою кампанию по разбиванию икон с самой большой из них, настаивая на том, чтобы было убрано золотое изображение Иисуса Христа над церемониальным входом в его собственный царский дворец, Халку. Вспыхнул бунт протестующих, и повсюду от Равенны до Греции были слышны крики недовольства. Требовалось более официальное заявление о намерениях, и поэтому в 730 году н. э. Лев официально постановил, что все религиозные изображения и реликвии должны быть уничтожены. Чтобы его желание было выполнено, император уволил Германа I, патриарха (епископа) Константинополя, который возражал против его указа, и заменил его Анастасием, стойким иконоборцем. Однако монастыри (изготовившие иконы), несколько епископов и очень многие простые христиане все еще желали поклоняться их изображениям, и в Византийской церкви открылся великий раскол, который лишь частично закрылся к концу 8 века н.э. вернуться снова в 9 веке н.э.
Как и в случае с большинством преследований, результатом было загнать иконофилов в подполье и тайно продолжить их почитание, хотя Лев, похоже, в основном сосредоточил свои усилия на уничтожении самих изображений, а не людей, которые их почитали. Людей, протестовавших на месте против уничтожения икон на святынях, сажали в тюрьму, а вот иконофилов в индивидуальном порядке не преследовали - пока.
Папы уже давно выступали за использование икон в святых местах, поэтому неудивительно, что папа Григорий II протестовал против этой политики, а также его преемник Григорий III, но без какого-либо эффекта. Папы тоже были не слишком довольны тем, что бывший пастырь теперь определял церковные догмы. Лев продолжал, несмотря ни на что, и использовал дебаты как предлог для того, чтобы передать церковное управление Сицилией, Калабрией и Иллирией (на Балканах) из-под власти папы Константинопольскому патриарху. Византийский император отправил в Рим оперативную группу с конкретной целью арестовать Папу (она так и не добралась туда, барахтаясь в буре), и Папа ответил, провозгласив, что любой, кто уничтожит иконы, будет отлучен от церкви. Это было началом беспорядочного, ожесточенного и непримиримого раскола в западной и восточной церквях, не говоря уже об одном из величайших нападений в истории на искусство и религиозные реликвии.
Административно-правовые реформы
Проницательный и способный администратор, Лео полностью осознавал, что за его собственным путем к трону вполне может пойти другой амбициозный стратег, и поэтому он разделил некоторые из более крупных тем Империи на более мелкие единицы и централизованное правительство в целом, чтобы уменьшить базу власти военных губернаторов. Были приняты меры по борьбе с коррупцией, такие как введение заработной платы для судей, чтобы уменьшить их склонность к взяточничеству. В 721 г. н.э. чеканка была улучшена за счет добавления серебряного милиаресиона, стоившего одну двенадцатую часть золотой номизмы (солидуса).
Что касается других юридических вопросов, то в 726 г. н.э. (или, возможно, в 741 г. н.э.) Лев представил новое руководство по византийским законам под названием Эклога; заменяя и обновляя старый и часто противоречивый кодекс Юстиниана 529 г. н.э., его законы не будут отменены еще 150 лет. Одно из изменений заключалось в замене практики наказания многих преступлений смертной казнью за увечья, такие как отрезание носа, ослепление, удаление руки или языка. Ниже приведены некоторые примеры законов, касающихся личных отношений, из нового кодекса:
Женатый мужчина, совершивший прелюбодеяние, должен быть наказан двенадцатью ударами плетью; и будь то богатый или бедный, он должен заплатить штраф.
Неженатый мужчина, совершивший блуд, должен быть высечен шестью ударами плетью.
Человеку, имеющему плотское знакомство с монахиней, на основании того, что он развращает Церковь Божию, должно отрезать [отрезать] нос, потому что он совершил злое прелюбодеяние с ней, принадлежащей к Церкви.
Муж, узнавший о прелюбодеянии своей жены и потворствующий ему, должен быть высечен и сослан, а прелюбодей и прелюбодейка перерезаны носы. (Григорий, 202)
Другие правовые реформы включали в себя усложнение развода, защиту прав и собственности замужних женщин, составление впечатляющего списка сексуальных преступлений и, как правило, сильное влияние христианства. Вместо обычной латыни новые законы были написаны на широко известном греческом языке, чтобы облегчить их практическое применение в повседневной жизни судьями, губернаторами и юристами по всей империи; Эклога была также переведена, в частности, на армянский и славянский языки. Это был первый случай, когда обычные люди могли получить доступ и понять законы, согласно которым они должны были вести себя.
Смерть и преемник
Лев сделал своего сына Константина соправителем в 720 году н.э. и поместил его на византийской чеканке, чтобы распространить весть об основании династии. Когда Лев умер во сне в 741 г. н.э. – редкая роскошь для византийского императора – Константин занял свое законное место и правил как Константин V до 775 г. н.э. Он продолжил военные успехи своего отца, особенно против булгар на Балканах и арабов в Сирии и Армении. Константин продолжал яростно нападать на почитание икон, но пошел даже дальше своего отца, настаивая на том, что только Живой Крест можно увидеть в церквях, и активно преследовал христиан-иконофилов.
Подписывайтесь на телеграм канал Истории