В мае 2019 года в Санкт-Петербурге на базе семейной типографии «НП-принт» появилось детское издательство «Гудвин». Основатель издательства и одновременно исполнительный директор типографии Александр Шмаков рассказал про свой путь, детскую литературу и вопросы, которые следует себе задавать перед изданием книг.
Александр по образованию инженер-нефтяник и не собирался работать в полиграфии, хотя с детства был в полиграфическом окружении и в молодости в активный сезон помогал в отделочном цехе. Однако, жизненная дорога все равно привела его в семейную типографию.
Было несколько попыток организовать издательство. И в 2019 году обстоятельства сложились благоприятно: к Александру присоединилась бывший редактор издательства «Поляндрия» Анна Шилина, чуть позже взяли PR-менеджера и менеджера по продажам. Сотрудники уходят и приходят, «Гудвин» уже два года издает книги без Анны Шилиной, но в основе коллектива — всего четыре человека плюс многочисленные сотрудники на фрилансе.
На вопрос про выбор названия издательства Александр в одном из интервью сказал: «Гудвин был интересный персонаж — волшебник и обманщик одновременно. И вся детская литература наполнена и тем, и другим: немного магии, немного обмана, а в целом создаётся хорошее настроение, строятся Изумрудные города и как-то хочется с этим жить».
Сейчас в портфеле издательства 35 отпечатанных книг, 3 в процессе печати и еще 4 в работе. Начинали исключительно с переводных книг, однако все меняется, и сейчас «Гудвин» работает, в том числе и с отечественными авторами. На сайте доступна к покупке книга Маши Бурановой «Лягушка, которая хотела стать кошкой». В работе издание про Байкал Ани Федосеевой: история, мифы, легенды, авторские путевые заметки.
В планах больше работать с русскоязычными авторами. Однако, по словам Александра: «книги отечественных авторов, подходящие под наш формат попадаются сильно реже». «Свой формат» подразумевает «то, что мило редакторскому сердцу». «Выбирая каждую книгу надо отвечать себе на вопрос: зачем оно надо? В плане, не только очень-очень понравилось, но и зачем это издавать, для кого и для чего? Вот когда сердечные порывы издать что-нибудь встречаются с разумными честными ответами на эти вопросы, мы берем книгу к себе», — объясняет Александр. Чтобы в финале получить трогательные во всех смыслах книги для мечтателей всех возрастов.
Отличительной выгодной особенностью издательства Александр считает, что «Гудвин» — единственное полноценное независимое детское издательство при типографии. Это высокий уровень полиграфического исполнения, который в прямом смысле слова отслеживается на каждом этапе производства, особое внимание к таким деталям, как тактильные ощущения от контакта с книгой, и при этом возможность дать покупателям среднюю цену на рынке.
Для типографии, свое издательство позволяет сгладить ярко выраженную сезонную загрузку. Ну и требования к печати и срокам понятны и адекватны.
Получаем в итоге: современную актуальную детскую литературу мирового уровня с полиграфией мирового уровня. Именно так, на взгляд издателя, должны сейчас выглядеть книги, чтобы интересовать детей и хоть иногда выигрывая внимание у телевизора, компьютера и телефона.
Приобрести книги издательства «Гудвин» можно на фирменном сайте, на маркетплейсах Ozon и Wildberries, через совместные закупки активных родителей, у партнеров, в офлайн-магазинах, причем иногда весьма неожиданных. А именно, в Санкт-Петербурге в нескольких магазинах «Азбука вкуса» есть сказочные стойки в виде замка с книжками и с воздушным шаром над ним.
«Гудвин» частый гость на всевозможных маркетах и hand-made ярмарках, где можно найти любопытные сувениры, авторские изделия, продукцию небольших мастерских, вещи дизайнерских локальных брендов и книги. Севкабель Порт, Никольские ряды, Ленфильм, Новая Голландия, дворик домика издательства «Самокат», театр «Кот Вильям» - вот небольшой список мест, где можно посмотреть, полистать и купить детскую литературу издательства и интересно провести время в те дни, когда там проводятся мероприятия.
На вопрос, что самое сложное в работе издателя, Александр отвечает: зарабатывать деньги. Его поддерживает коллега по цеху, Елена Пальцева, директор и учредитель издательства «40 книг». В интервью она вспоминала услышанную фразу: «Издать книгу не проблема, проблема ее потом продать».
Сильно повлияло на продвижение блокировка ныне запрещенной в России сети. Социальная сеть Вконтакте не дает такого же охвата, а «Одноклассники» вообще «не работают». Платные посты у больших блогеров и лидеров мнений в целом себя не окупают, работу в этом направлении с начала 2022 года сократили и перешли на бартер.
Еще один канал продвижения и продаж — книжные ярмарки и выставки. Значимы для издательства Питерский «Книжный Салон на Дворцовой», Московская международная книжная ярмарка (ММКЯ) и Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№. Два последних мероприятия в Москве, и, к сожалению, ни разу за все время участия издательства затраты не окупились. Участие для издательств – платное плюс приезд из Санкт-Петербурга, вход для посетителей тоже платный, а это снижает поток людей. С точки зрения продаж – не выгодная история, исключительно работа на имидж.
А вот последний Питерский «Книжный Салон на Дворцовой» был бесплатный как для издательств, так и для посетителей. «Гудвин» поставил оптовые цены на книги, и в результате продали за четыре дня почти как до этого за месяц. Очень нужно как можно больше таких мероприятий.
Каких-либо субсидий от государственных структур «Гудвин» не получает. Самая большая помощь — содержание библиотек. Рано говорить, что книги издательства есть в каждой библиотеке, но работа в этом направлении ведется. Некоторые учреждения, например, ЦДС Маяковского или «домашняя» библиотека Петроградской стороны «Гудвин» любят. Лёгкий брак и сверхтиражные экземпляры издательство передает фонду «Библиотеки севера», которые формирует книжные фонды отдалённых районов Карелии. В сами библиотеки издательство попадает через оптовую компанию «Мирома книга», занимающуюся комплектованием фондов библиотек.
Издательство «Гудвин» участвует в мастер-классах и проводит мероприятия для детей. В начале февраля совместно с театром «Кот Вильям» из Санкт-Петербурга исследовали и рисовали разных сказочных существ. А в январе аналогичное мероприятие было в одном из магазинов «Азбука Вкуса». Активности были в поддержку книги Алисии Казановой с иллюстрациями Фернандо Фальконе «Мистическая энциклопедия крошечных существ».
Говоря о книгах издательства «Гудвин» хочется упомянуть «Малыш Ти-Рекс и невероятные объятия» Джонатана Статцмана с иллюстрациями Джей Флек. Не только потому, что это один из любимых героев Александра Шмакова, но и потому, что можно купить не только книгу, но и вязаную игрушку ручной работы — голубого динозаврика.
К моему сожалению, в нашей стране практика сопровождать выходы книг большим количеством дополнительной сувенирной продукции не приживается. Издательство «Гудвин», как и многие другие предлагают к книгам открытки, закладки и раскраски. А вот реальная игрушка-главный герой — большая редкость. Александр объяснил это недовольством покупателей, когда книжный магазин превращается в сувенирную лавку, и дети начинают просить у родителей не книги, а клянчить игрушки.
Вязаные игрушки издательство заказывало у питерской мастерицы, с которой познакомились на одной из творческих «барахолок». Помимо голубого динозаврика Ти-рекса есть еще лисенок с зеленым шарфиком к книге Ходы Котб с иллюстрациями Сьюзи Мейсон «Я любила тебя всегда», котик к «Очень срочному делу!» Квентина Гребано и зайка к «Тайному миру Аделаиды» Элизы Хёрст. Прекрасная на мой взгляд идея, жаль, что она не находит отклика у других мам.
В последнее время многие издательства все больше стараются добавить в книги интерактива: штрих-коды, которые ведут на подкасты, на видеоролики на YouTube или на страницы издательств с дополнительными материалами. Задача – увеличить «полезность» книги. Александр относиться к этому неоднозначно, хотя иногда себя ловит на подобных мыслях. С другой стороны, он считает, что бумажная книга должна заинтересовать сама собой. «Если для того, чтобы раскрыть её надо взять в руки телефон, то тут чуть-чуть что-то не сходится. Все-таки хочется, чтобы бумажная книга оставалась книгой», — добавляет издатель.
В планах компании «Гудвин» — по-прежнему издавать хорошие книги, уже есть несколько «очень крутых» проектов на этот год, в личных у Александра — перечитать цикл Макса Фрая «Лабиринты Эхо».
На вопрос, что больше всего приносит удовольствие в работе, Александр отвечает: «Радость детей. Бывают такие восторженные маленькие читатели и благодарные за это родители, что на эмоциональном уровне это стирает весь негатив. Я думаю, что наше дело правое: мы пытаемся развивать детей и дарить им радость».
Петербургская типография «НП-принт» работает на полиграфическом рынке более 22 лет. Специализируется на производстве художественных книг по искусству в мягком и твердом переплете, печатает широкий ассортимент рекламной и книжно-журнальной полиграфии.
Фотографии: предоставлены издательством
Моя статья для журнала Publish
Подписывайтесь на меня в Вконтакте
#publish #издательствогудвин #детскоеиздательство #goodwinbooks #книгидетям #читаюкакмонстр #чточитаешь #времясдетьми #важныеразговоры #полезныекниги