Найти тему

Два сотрудника, девять месяцев на первую книгу и один миллион от банка в последний момент

Это все про «40 книг» «маленькое издательство с большим сердцем», как о нем говорят его создатели. С учредителем и генеральным директором Еленой Пальцевой обсуждаем детские книги, общение с авторами и иллюстраторами, работу на выставках и фестивалях и стоит ли вообще затевать такое предприятие.

-2

Идея создать издательство появилась в период декретного отпуска. Точнее, когда настало время читать малышке книги и видеть в них недостатки. «Хорошо других учить, а надо самому попробовать сделать», — подумала Елена и через два года, изучив тему, создала свою компанию.

Елена Пальцева
Елена Пальцева

Экономист по образованию, работавшая в инвестиционном фонде, в финансово-экономических службах крупных компаний, никак не связанных с полиграфией и издательским бизнесом, Елена в октябре 2019 зарегистрировала издательство «40 книг». А еще через девять месяцев на свет появилась первая книга — «Самое любимое платье» Ирины Рябцевой.

-4

Особенность издательства — работа с русскоязычными авторами и иллюстраторами, а не с переводной литературой. Для Елены важно показать, что у нас много прекрасных писателей и художников.

Любимый вопрос о названии: почему «40 книг»? Оказалось, у издательства есть талисман, книжный червячок-сороконожка Гриня. Он любознательный, и в каждой лапке у него по книге — всего 40 книг.

-5

Основа издательства — 2 человека: генеральный директор и редактор. При этом в пакете издательства уже 12 наименований: 11 книг и одна раскраска. Однако Елена хорошо запомнила фразу коллеги по цеху: «Издать книгу не проблема, проблема ее потом продать». Очереди из покупателей в неизвестное молодое издательство нет. Приходится очень активно искать партнеров, мероприятия, магазины, пробовать разные способы продажи и продвижения.

-6

Основные площадки – маркетплейсы Ozon и Wildberries, независимые книжные, в том числе известный магазин «Подписные издания», но лучшие продажи обеспечивают совместные закупки, организованные активными мамами. Издательство участвует в книжной ярмарке Non/fiction, в этом году со стендом их поддержало «Агентство Креативных Индустрий», в книжном салоне на Дворцовой в Санкт-Петербурге, в фестивале «Красная площадь», на книжных ярмарках в регионах, а также в дизайнерских маркетах.

-7

Отдельно хочется рассказать про сотрудничество и работу с библиотеками, где «40 книг» проводит встречи с авторами и мастер-классы. Государственные детские библиотеки закупают различные издания. Чтобы попасть в заказ, сотрудники библиотеки должны знать издательство и хотеть получить их книги. И эта как раз история про мероприятия: развивающие занятия, чтения и встречи с читателями. Также набирает обороты и обсуждается тема комплектации художественными книгами школьных библиотек. Цель: наполнить их современной литературой, интересной детям, чтобы «вернуть» школьников в библиотеки.

-8

За всеми активностями издательства можно следить в социальных сетях. Сейчас это в основном в Вконтакте, а до февральских событий была сеть, ныне запрещенная на территории России. Последняя хорошо работала до блокировки, а вот ВК какой-то значимой отдачи пока не дает, но над развитием страницы ведется активная работа. В социальных сетях издательство также проводят конкурсы как для читателей, так и для иллюстраторов. Надо сказать, что сороконожка Гриня – талисман «40 книг» – тоже появился в результате такого конкурса.

-9

Деловые знакомства и новые партнеры появляются после выставок и в результате участия в профессиональных мероприятиях. Например, Российский книжный союз проводил в сентябре 2022 года Вторую Читательскую Ассамблею Содружества. Издательство входит в «Гильдию книжников» и «Ассоциацию книгоиздателей России» и участвует в их мероприятиях. Кроме этого, Елена прошла годовой курс переквалификации в Московском политехническом университете по специальности «Издательское дело».

-10

Елена рекомендует пользоваться возможностями, которые предоставляет государство и различные организации. Это могут быть субсидии: например, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ выдает на издания социально значимой литературы или оказывает поддержку выставочной деятельности, как было с «Агентством Креативных Индустрий» на Non/fiction.

У издательства «40 книг» есть своя фантастическая история про выигрыш одного миллиона рублей! Как клиент «Альфа-банка» они получили рассылку с предложением участия в конкурсе. Заявку и все документы отправили в последний день. «Никто не верил, но я смогла», — рассказывала Елена. Так незапланированно появились деньги на выпуск трех новых книг.

-11

Вопрос, который интересовал меня больше всего после услышанного: как все это успевать, когда в издательстве всего 2 человека, а есть еще семьи, дети, дом и быт? Оказалось, пока у маленького издательства работа сезонная и несколько месяцев в году можно передохнуть. Очень активная деятельность начинается с конца августа, потом Новый год, 8 марта и небольшой всплеск перед летом. В жаркий сезон можно спокойно заниматься самими книгами, макетами, работой с авторами и иллюстраторами.

-12

В разговоре с издательством нельзя не поговорить о типографиях. Конечно, приоритет — это соотношение цена-качество, плюс технологические возможности по форматам и видам отделки. Но есть маленькие нюансы, которые влияют на выбор подрядчика. Это отношения менеджеров к решению спорных вопросов и проблемных ситуаций. Сейчас издательство печатает свои книги в Новосибирске. Несмотря на невозможность приехать на печать и сложную логистику, типографией-партнером вполне довольны. При этом издательство остается открытым к новым подрядчикам и поставщикам.

-13

В недавнем интервью РБК (Publish публиковал об этом заметку в «Новостях») руководство нескольких крупных издательств поделились трендами будущего года. Среди них увеличение количества книг русскоязычных авторов и поиск новых форм, объединение жанров и стилей. Издательство «40 книг» уже попало в тренды 2023 — благодаря выбору писателей и художников и использованию дополнительных «фишек».

Так, в новинке «Как домик искал хозяина» Екатерины Сафро в конце книги есть QR-код, который приводит читателей к минутному мультику на YouTube, где сама автор рассказывает о книге. Уже издана «Бумажная Лотта» Юлии Весовой в серии «Книга с конвертом». В конверте — кукла на картоне и одежда для нее. Вторая книга этой серии «Как вырастить динозавра» также Юлии Весовой, в конце которой конверт с 6-тью схемами динозавров для вырезания и сборки. Еще есть детская книга с реальным рецептом, по которому можно приготовить сырные булочки.

-14

Из всего огромного спектра задач самое сложное в издательском деле для Елены — выстраивание отношений с авторами, художниками и верстальщиками. Все люди творческие и заинтересованы в результате, но у каждого свое видение. И надо всех объединить, чтобы создать хорошую детскую книгу.

В первой изданной книге, работа над которой шла девять месяцев, — «Самое любимое платье» — есть воодушевляющая Елену фраза: «Не важно, где ты находишься, главное — что ты кому-то нужен». Свое издательство — не самое финансово выгодное предприятие, но оно дает ощущение важности и нужности, греет душу. Это правильное и полезное дело.

Сайт издательства

Текст: Алпатова Ирина

Фотографии: предоставлены издательством

Моя статья для журнала Publish

Подписывайтесь на меня в Вконтакте

#publish #издательство40книг #детскоеиздательство #40knigpress #книгидетям #читаюкакмонстр #чточитаешь #времясдетьми #важныеразговоры #полезныекниги