21 год назад, 13 июня 2002-го, США окончательно вышли из Договора по противоракетной обороне (ПРО). Этот документ фиксировал обязательства сторон отказаться от создания и испытания компонентов ПРО, а также не создавать системы противоракетной обороны на своей территории.
Никаких обязательств
Российское руководство сразу же заявило об ошибочности такого решения американской администрации. В Кремле настаивали на сохранении этого важнейшего двустороннего документа, имевшего международное значение, и даже называли «краеугольным камнем стратегической стабильности и безопасности».
США же неоднократно заявляли о своем намерении выйти из Договора, который, по их мнению, «не отвечал реалиям сегодняшнего дня», и приступить к созданию системы национальной противоракетной обороны.
21 июля 2020 года Маршалл Биллингсли, спецпредставитель президента США по контролю над вооружениями, заявил, что Штаты не намерены брать на себя какие-либо обязательства по ограничению систем противоракетной обороны в ходе переговоров с Россией.
— Они отказались от конструктивного и взаимовыгодного диалога, необходимого для разрешения проблем в области контроля над вооружениями, и совершили деструктивные действия, уничтожая существующую систему международных соглашений в этой области, — прокомментировал действия США заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков.
Спешим вас покинуть
2 августа 2019 года Вашингтон вышел из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, заключенного между СССР и США 8 декабря 1987 года (ДРСМД). ДРСМД был первым соглашением, подписанным Штатами и СССР, которое требовало от обеих сверхдержав сокращения своих ядерных арсеналов, уничтожения определенного типа вооружений и установления системы инспекций.
По условиям Договора Соединенные Штаты не могли просто расторгнуть его. Поэтому формальным поводом для выхода из соглашения стали обвинения США в адрес России — по мнению Пентагона, разработанная россиянами крылатая ракета якобы имеет дальность, превышающую установленную Договором.
В том же месяце США провели испытания новой модификации крылатой ракеты Tomahawk с запрещенной Договором дальностью полета. Очевидно, что ввод новой модели и ее тестирование невозможно организовать менее чем за месяц. Соединенные Штаты придумали предлог для выхода из Договора и реализовали свои военно-политические амбиции через запуск новой ракеты. Все это отчетливо демонстрирует их отношение к договорам о коллективной безопасности.
Таким образом, США вышли из двух соглашений, на которых строилась система контроля над вооружениями. Между тем 26 октября 2020 года Владимир Путин выступил с предложением о взаимном отказе от ракет средней и меньшей дальности в условиях прекращения действия Договора, однако Соединенные Штаты решили, что оно «не заслуживает доверия и неприемлемо».
Двойные стандарты
Данное новое вооружение было использовано США в военных конфликтах по всему миру. Этим и объясняется всесторонний выход Штатов из международных договоров по контролю над вооружениями. Америка живет по принципу силы и наращивает боевую мощь для участия в выгодных для себя конфликтах.
Та же ракета Tomahawk, о которой мы говорили выше, была задействована при бомбардировке авиабазы Шайрат в Сирии в 2017 году, тогда было выпущено 59 ракет. При ударе по Сирии в апреле 2018 года использовались 106 ракет. Комплекс данных крылатых ракет применялся во время интервенции в Ливию и Ирак.
В маневрах НАТО, которые сейчас проходят на территории Германии и продлятся до 23 июня, принимают участие 10 тысяч человек и 250 самолетов 25 государств альянса. Также к натовцам присоединятся еще ВВС двух стран — Швеции и Японии. В Атлантическом океане сейчас находятся все стратегические ракетоносцы 20-й эскадры подводных лодок США.
Помимо стратегического, Соединенные Штаты также наращивают ядерное вооружение. 12 июня, согласно информации Международной кампании за ликвидацию ядерного оружия (ICAN), США разместили около 150 ядерных снарядов на авиабазах в Европе без каких-либо официальных заявлений. По данным ICAN, боеприпасы находятся в Германии, Бельгии, Нидерландах, Турции и Италии.
В рамках этой противоречивой политики США наращивают свои ядерные арсеналы в Европе, что приводит к нарушению баланса сил. Такие действия противоречат принципам Хельсинкских соглашений. В то же время США выражают возмущение по поводу укрепления оборонного потенциала Беларуси и России в рамках Союзного государства.
Неизменный курс
Спустя двадцать лет после выхода из Договора о противоракетной обороне политика Соединенных Штатов остается прежней, основанной на двойных стандартах и методе «грубой силы». В сегодняшней нестабильной обстановке международные договоры о контроле над вооружениями являются, по сути, филькиной грамотой. Поэтому для Республики Беларусь чрезвычайно важно наличие сдерживающего фактора, представляющего реальную силу, а не условные договоренности.
Текст: Павел Суринов
Фото: 1st Lt. Henry Chan, носит иллюстративный характер