Найти тему
Наталья Баева

Праздник непослушания Дмитрия Писарева - 3

Порой складывается впечатление, что Писареву с кем бы ни спорить - лишь бы спорить, уж такая задиристая натура. К тому же каждая новая полемика приносила ему всё новых читателей. Пусть не все соглашались - но читали все!

Так да не так. Годы творчества Писарева позже назовут годами безвременья, когда высказываться в печати по вопросам политическим было совершенно невозможно.

И если хочешь сообщить публике свои мысли по поводу чего бы то ни было (хоть экономики, хоть образования, хоть женского вопроса), выскажись в критической статье, посвященной произведению, уже прошедшему цензуру, уже напечатанному и всем известному. Ответь прославленному коллеге, в чём он не совсем прав.

Так двадцатилетним Дмитрием Ивановичем была написана статья "Мотивы русской драмы" - не столько о "Грозе" Островского, сколько о статье "Луч света в тёмном царстве" Добролюбова.

Все мы помним, что у Добролюбова "тёмное царство" доживает последние годы, но само собой ничто в прошлое не уходит, и нужна прямо-таки сакральная жертва, чтобы люди увидели и поняли: так жить нельзя. И жертвой становится светлейшая личность, которая не мирится, бунтует, и раз уж не может жить по своей воле - вообще отказывается жить.

Писарев не согласен с коллегой ни по одному пункту!

Прежде всего, тёмное царство - это не богом забытые берлоги старообрядцев, не заповедники "древлего благочестия", подлежащие осмеянию и забвению. Увы - это Россия. Модель России, в которой так же, как и во всей стране, иерархия незыблема, решения принимают единицы - а миллионы не смеют выходить из повиновения. Ни делом, ни даже помыслами.

-2

Но быть может, эти единицы правят так, что лучше и невозможно? Но позвольте, один из столпов города возмущён мыслью, что от гнева божьего можно "рожнами какими-то обороняться". "Какое ещё к лешему елестричество?!"

И получив такую отповедь (вместо денег на громоотводы), Кулигин вздыхает"...честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые ещё больше денег наживать".

Рабское общество, или скажем мягче, патриархальное. Что нужно, чтобы в нем отвоевать себе право на самостоятельность? Как минимум - ум, логика, воля. Крайне желательно образование. А ещё? Интуиция, умение разбираться в людях. Есть ли хоть что-нибудь из этого у Катерины? Увы, ничего!

Чем же она понравилась не только зрителям, но и критикам? Кротостью, впечатлительностью, мягкостью натуры - трогательна! Возле таких греются душой - и прощают им незрелость чувств и мыслей, детскость, инфантилизм. "Совсем дитя", - это же звучит по отношению к женщине как похвала! Но пожизненное дитя не может без руководства, вопрос только, насколько это руководство доброжелательно. Свекровка не любит? Заела-запилила? И это - основание проститься с жизнью?

Импульсивность, порывистость - неумение управлять собой. Ни чувствами своими, ни поступками. Непредсказуемость.

Несформированность личности! Как у Обломова. Что, казалось бы, общего? Как ни удивительно, общее есть: это идеально счастливое детство в окружении одних только любящих людей. Оба героя всё время возвращаются мыслями к потерянному раю, не понимая, что такое детство и такие люди не готовят ко взрослой жизни, оставляют подрастающего ребёнка безоружным.

Но при этом Катерина - всё же натура более сильная, чем Илья Ильич, есть в ней творческие задатки, есть потенциал. Обломову и образование не помогло, а Катерине оно помогло бы. Как минимум, не пугалась бы ни грозы, ни полоумной барыни. Но увы...

Имеет значение даже то, как Катерина на сцене одета. Если в европейском платье - зрителю трудно понять, почему бы ей не найти себе дела?

-3

А если в бесформенном шушуне и кичке (как и должно быть) - понятно, что здесь и мысли не могло возникнуть ни о "деле", ни о мире. Никакого понятия о том, как жизнь устроена!

-4

Нет, пьеса не о "луче света" и не о "герое времени". Пьеса о времени и о стране, в которой не свободен НИКТО. И конфликт её - не конфликт личности и среды, а острое противоречие назревших перемен - и нежелания хозяев жизни менять хоть что-нибудь.

А между тем общество стояло на пороге больших перемен. Наступал 1861 год...

Пришло - таки осознание, что и "Катеринам" нужна грамота! Едва ли не единственная статья Писарева почти без критики, а просто радостная - о начале выпуска "Библиотеки для народа".

-5

"Мы не видели, не хотели видеть, что позади нас миллионы людей, которые имеют одинаковое право на человеческую жизнь...Без этих миллионов мы недалеко уйдём со своей привозной цивилизацией и со своим просвещением, взятым напрокат!"

Правда, Писарев замечает, что некоторые авторы "Народной библиотеки" увлеклись нравоучениями-назиданиями, но их книжки останутся без внимания - вот и всё. А то, что к народу придут Крылов, Кольцов, Лермонтов - замечательно. Давно пора.

-6

Наступало десятилетие оптимизма: впервые русская интеллигенция почувствовала себя нужной, востребованной. Тысячи рабочих мест в провинции - такое поприще для желающих служить народу!

-7

Увидеть результаты реформ Писареву, однако, не пришлось: погиб случайно и нелепо. Утонул...

Ему было двадцать семь лет.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц