Одна из самых интересных кампаний в ходе длительного византийско-персидского противостояния велась в 627-м. В тот год войска ромеев под непосредственным командованием императора Ираклия, заключившего союз с правителем Западно-тюркского каганата Тун ягбу – в свою очередь его врагами были союзные персам авары – нанесли поражение армии Сасанидов в битве при Ниневии, расположенной на месте бывшей столицы некогда могущественной Ассирийской державы.
Уникальность кампании в ее ведении зимой, что стало неожиданностью для персидского шахиншаха ХосроваII, поскольку в это время года боевые действия практически затихали в силу проблему с фуражированием конского состава, равно как и обеспечением армии провиантом в целом.
Однако армия Ираклия была сравнительно немногочисленна и ее питание, в числе прочего, осуществлялось в оставленных шахиншахом дворцах, разбросанных по его державе и представлявших собой символы власти.
Непременным атрибутом этих дворцов были сады, в которых водились разного рода экзотические животных, служившие пищей для ромеев. В январе войска Ираклия подошли к столице противника Ктесифон. В результате заговора Хосров IIбыл свергнут и стороны заключили мир, во многом восстановивший статус-кво. Хотя в ходе войны персы завоевали Палестину, Египет и осаждали в 626-м Константинополь. Но.
Но обе державы предельно истощили свой военно-экономический потенциал. А спустя пять лет началось арабское вторжение в Персию, приведшее к ее разгрому и покорению мусульманами. Византия, как известно, устояла, но ценой потери Ближнего востока, Египта, бывшего для Империи хлебной житницей, и части малоазиатских территорий.
Подобный прецедент в военной истории, когда две стороны истощают свой потенциал в изнурительной войне и оказывается беззащитны щиты перед третьей силой, не был единственным.
Скажем, греко-персидские войны ослабили греческие полисы, погрязшие в междоусобицах, равно как и не сделали сильней державу Ахеменидов, и те и другие были покорены македонянами. А еще ранее противостояние хеттов и египтян, в рамках которого известна первая, зафиксированная военной истории крупномасштабная битва – при Кадеше, пусть и с рядом оговорок, но расчистила путь к военному могуществу упомянутой выше Ассирии.
Да что далеко ходить. При жизни нашего поколения прошла Ирано-иракская позиционная война, ставшая прологом к гибели второго. Кто попытается воспользоваться нынешним конфликтом? Не спешите называть только США. Желающих раскромсать нас хватает.
Игорь Ходаков
Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал.