«Берегись автомобиля», Эльдар Рязанов, 1966 г., 94 мин.
Современный зритель знает Эльдара Рязанова как режиссера комедий, трогающих до глубины души. Конечно, в 1996 году еще не вышли всеми известные «Ирония судьбы», «Служебный роман» и «Вокзал для двоих», но фильм «Берегись автомобиля» уже породил начало советского классического кино, созданного Рязановым.
Юрий Деточкин (Иннокентий Смоктуновский) — типичный советский положительный персонаж. У него приличная работа (страховой агент), он заботится о своей маме и невесте, имеет социально одобряемое хобби (театр самодеятельности). Вместе с тем он оказывается борцом за справедливость в стиле Робина Гуда, вершившим самосуд над разного рода жуликами методом угона их автомобилей и спонсирования детских домов. Деточкин — этакий несуразный простофиля, которому сочувствует и сопереживает не только зритель, но и персонажи фильма: работодатель, друг по театру и, по совместительству, следователь Подберезовиков, и даже суд. Однако это не перестает делать Деточкина преступником.
Интересно отметить, что повествователь не раз упоминает о том, что эта история произошла в Москве, или в Петербурге, или вообще не происходила, однако съемки велись преимущественно в Москве, и опытный зритель, конечно же, узнал московские пейзажи в фильме.
С самого начала картины вырисовывается жанр, в котором будет разворачиваться сюжет. Томный интеллигентный голос повествователя погружает нас в фильм, параллельно демонстрируя картинку забавно крадущегося в темноте человека. В сопровождении уже узнаваемой с детства мелодии вальса, можно определить, что перед нами детективная комедия. Кстати, успешная работа Рязанова и автора музыки Андрея Петрова над этим фильмом ознаменовала дальнейшее плодотворное сотрудничество этого творческого тандема.
Элементы детектива использованы создателями фильма неспроста. Они являются площадкой для противостояния преступника и следователя, а также порождают заигрывание со зрителем, что в сумме усиливает юмористический эффект. Особую комичность фильму также придает игра актеров, исполняющих главные роли, особенно их мимика. Невозможно оторваться от лица Иннокентия Смоктуновского или не влюбиться в обаятельного фарцовщика Андрея Миронова.
«Берегись автомобиля» — кино очень динамичное, живое, захватывающее внимание. Отличительной чертой фильма являются превосходно поставленные и срежиссированные сцены погони. Особенно греет душу погоня за главным героем его невесты за рулем троллейбуса. Сразу гордишься образом сильной советской женщины. Современным языком — приятный феминизм.
Также занимательно наблюдать смену амплуа персонажей фильма. Тот, кто изначально видится зрителю хитроумным, изобретательным и неуловимым преступником, становится героем и зрительским любимцем. В то же время потерпевшие сами превращаются в преступников. Можно предположить, что такая легкая смена ролей обуславливается наличием у героя и злодеев схожей черты: все они считают, что цель оправдывает средства. Но так ли это на самом деле?
Конечно, мы радуемся, когда главному герою сопутствует удача, и злорадствуем над «жертвами» его преступлений. Словно стоит ему сказать: «Я больше не буду, честное слово», и мы готовы простить все его грехи.
Однако не стоит забывать, что это советский фильм с советской моралью. Закон есть закон, и даже самосуд из благих намерений не может быть выше закона. Общество может повлиять на человека, но изменить его в лучшую сторону, «научить» и «перевоспитать» может только государство. Государство не терпит девиантного поведения, пусть даже ради благородных целей.
«Берегись автомобиля» можно смело назвать бриллиантом советского кинематографа эпохи оттепели. Это по-настоящему родной фильм с близкими российскому сердцу говорящими фамилиями, добрым юмором и шлейфом совершенства классического советского кино.