Человеку с ровным пульсом делают несколько ударов в грудину дефибриллятором, и он оживает — так обычно происходит в фильмах. В реальном мире все работает совершенно иначе: с помощью дефибрилляторов человека с нулевым пульсом уже не спасли бы. И это всего один из многих мифов, оседающих в головах фанатов медицинских сериалов. Ко Всероссийскому дню врача мы обсудили самые популярные заблуждения с настоящими врачами.
Во время беременности женщины начинают намного больше есть
Инна Джиджоева, врач-гинеколог
«У беременных женщин действительно увеличивается количество потребностей. Но не в еде, а в микроэлементах: железе, кислороде, йоде. Питание должно быть сбалансированным, а не удвоенным, как привыкли показывать в фильмах. В рацион беременной женщины входят разноцветные свежие овощи (а не соленые), крупы, красное мясо, рыба и птица.
Как и везде, есть исключения, когда девушки не отходят от холодильников. Плацента разговаривает с каждой беременной на своем языке, поэтому иногда пищевые потребности ошибочно увеличиваются в количестве, а не составе. Но такой случай один на тысячу».
Ребенок появляется на свет розовощеким
Инна Джиджоева, врач-гинеколог
«При рождении ребенок скорее похож на кулек, обмазанный белой слизью. От нее младенца очищают только потом, когда забирают из палаты, и с помощью антисептиков и других составов смывают плаценту. Волосы у детей действительно уже есть на голове, но они могут быть еще на спине и на других частях тела.
Младенец рождается сморщенным и с закрытыми глазами. Пуповину ему отсекают сразу. Поначалу ребенок синий, потому что кровотоки еще не загружены. Но как только младенец начинает кричать, скорость крови в сосудах увеличивается и его кожа розовеет».
Если выдернуть из руки катетер, то ничего не будет
Нарек Гиноян, врач-хирург
«Как обычно происходит в фильмах: герой приходит в сознание, обнаруживает, что находится в больнице, выдергивает катетер и сбегает — при этом с его рукой все хорошо. В реальности прогноз не радужный. Более того, если не прижать зону, где был катетер, то у пациента начнется венозное кровотечение. Оно будет непродолжительным, но за минут пять человек потеряет немало крови. И это довольно опасно».
При сердечном приступе человеку очень больно и он хватается рукой за сердце
Андрей Кожанов, рентгенолог и бывший врач скорой помощи
«Сердечный приступ происходит всегда по-разному. У больных сахарным диабетом и пожилых людей инфаркт протекает без боли, поэтому они даже не знают, что произошло. Люди в возрасте понимают, что с ними что-то не так, только когда поднимается давление или становится в целом дискомфортно.
А бывает и так, что у человека произошел сердечный приступ, он в судороге упал и умер. Такой приступ считается самым болезненным состоянием. Даже в методичках прописывается, что подобный уровень боли человек никогда в жизни не испытывает. Боль за грудиной не всегда приходится на область сердца: также она отдает в левую лопатку».
Чтобы сохранить отрезанную конечность, ее достаточно положить в лед
Нарек Гиноян, врач-хирург
«Класть ампутированную или отрезанную конечность в емкость с одним льдом очень опасно. Замороженная ткань повреждается и потом может просто не прижиться к телу. Холод нужен плоти, но не в прямом контакте: на конечность следует воздействовать аккуратно.
Сначала ее нужно промыть, участок разреза закрыть сухой стерильной тканью. Потом положить его в пакет, этот пакет поместить в пакет с ледяной водой, и эти два пакета положить в пакет со льдом и завязать одним узлом. Тогда, возможно, и удастся сохранить конечность».
Если человек задыхается, ему нужно делать трахеостомию
Андрей Кожанов, рентгенолог и бывший врач скорой помощи
«Как правило, трахеостомию делают в больницах — для этого человека готовят к процедуре три дня. Например, когда пациента ждет удаление органов, находящихся в горле. А вот в фильмах обычно делают коникотомию, то есть рассекают гортань задыхающегося человека для дополнительного доступа к воздуху.
Но на улице это делать крайне опасно, потому что в этом участке шеи проходят три артерии, и вероятность задеть одну из них и спровоцировать кровотечение больше, чем спасти человека. Кроме того, мало кто умеет правильно делать коникотомию, поэтому спасти человека так вряд ли удастся. Лучше как можно скорее вызвать скорую помощь».
После комы можно разговаривать и даже сидеть
Нарек Гиноян, врач-хирург
«Самочувствие человека зависит от продолжительности комы. Если он провел в ней больше двух недель, то пациент будет в вегетативном состоянии. Это значит, что он не сможет не только двигаться, но и говорить. Из-за кислородного голодания, наступающего при коме, мозг медленно отмирает, поэтому возвращаться к активной деятельности ему очень тяжело.
При менее продолжительной коме человек скорее придет в себя. Недавно у нас в больнице лежал бездомный, так однажды утром мы приходим, а его и след простыл — после короткой комы на фоне алкогольной интоксикации он очнулся и даже смог сбежать. Правда, его вскоре нашли в алкогольном магазине и вернули в койку».
При нулевом пульсе человека можно реанимировать дефибриллятором
Андрей Кожанов, рентгенолог и бывший врач скорой помощи
«Прямая линия пульса на экране в реанимации — это отсутствие вибрации желудочков, то есть электрической активности сердца. В такой ситуации дефибрилляторы противопоказаны, там уже нечему стрелять. Дефибрилляция работает только тогда, когда есть хотя бы минимальный ритм.
Это очень похоже на компьютер, язык которого состоит из нулей и единичек. Так и у сердца: одна часть клеток заряжена, а другая нет. И дефибриллятор превращает либо все в нули, либо в единички. По этой причине прежде чем брать в руки дефибрилляторы при остановке сердца, необходимо провести сердечно-легочную реанимацию и добиться хоть какого-то ритма. Конечно, в сериале первый сценарий будет выглядеть эффектней, но в жизни шанс у человека будет только при втором».
Врачи постоянно сталкиваются с необычными болезнями
Нарек Гиноян, врач-хирург
«Все фильмы и сериалы про медицину объединяет одно — казуистичность заболеваний. Чтобы сделать сюжет интереснее, в каждой серии у пациента обнаруживают редкую болезнь. По факту 95% работы врача состоит из лечения распространенных заболеваний, и только оставшиеся 5% — из тех, что медик встречает пару раз в год или один раз в жизни. Именно из этих 5%, по ощущениям, состоят все сериалы.
Например, к психиатру приходит пациент с раздвоением личности, а к терапевту — человек с волчанкой. Последнее я сам встречал только два раза за все время практики. И вообще, хороший врач специализируется в одной сфере: некоторые ортопеды лечат только артроз, как гематологи, занимающиеся всю жизнь исключительно болезнью Гоше. А в сериалах, как в детективе Агаты Кристи с Эркюлем Пуаро: где детектив, там и преступление. Где главный герой, там и то самое необычное заболевание, обнаружить которое может только он. И в сериале на определение диагноза уйдет день, в жизни — месяцы, а то и годы».