Найти тему
НУАР-NOIR

Идёт маньяк шатается, вздыхает на ходу….

-2

В канун семидесятилетия Уэсу Крейвену («Кошмар на улице Вязов», «Змей и радуга», «Крик») намекнули, что «молодежный ужастик» как жанр себя полностью исчерпал, так как якобы с самого начала ленты можно понять, кто и почему является убийцей.

Крейвен хмыкнул и снял «Забери мою душу» - фильм, к участию в котором привлек категорически неизвестных молодых артистов. Это было несомненным плюсом проекта, однако внезапным минусом стала его само-ироничность, с позволения сказать, само-пародийность.

Дело в том, что «Забери мою душу» очень походил на нечто среднее между «Криком» и «Кошмаром на улице Вязов». Это так и было задумано, ибо вам предлагались клишированные ситуации и вполне стандартные повороты сюжета. Режиссер словно, иронично подмигивая, говорил: если ты такой большой знаток кино, то угадай, кто здесь маньяк?

А вот это действительно проблематично. Поскольку даже по мере сокращения возможных претендентов до двух приходится буквально гадать, так как их шансы в равной степени были равны. По этой причине фильм надо воспринимать сугубо как «чёрную комедию», которая не имела своей цель испугать, а лишь позабавить.

Кадр из фильма «Забери мою душу» (2010)
Кадр из фильма «Забери мою душу» (2010)

На это намекают многочисленные искрометные пассажи, коими буквально сыплют разнообразные персонажи: « - Что-то я не ощущаю себя мужчиной…. – Никто не ощущает, но надо притворяться» или « - Она там, где жарко (намекают на преисподнюю) -… В Майами?»

Кадр из фильма «Забери мою душу» (2010)
Кадр из фильма «Забери мою душу» (2010)

Однако публика предпочла смотреть эту кинокартину «всерьез», отчего в Крейвена полетели «шишки» даже от, казалось бы, вдумчивого и ироничного российского зрителя. Негативных реакций добавило то обстоятельство, что лента не была «объемной», а потому не имело смысл её предлагать в 3D формате.

Кадр из фильма «Забери мою душу» (2010)
Кадр из фильма «Забери мою душу» (2010)

Если же говорить, о некоторых серьезных аспектах фильма, то в нём есть интересная мысль, которую можно было бы воспроизвести и творчески обыграть уже в других кинокартинах. А именно, прерванная инициация. В глухомани ежегодно подростки «убивали» чучело маньяка, однако во время показанных в фильме событий им помешала это сделать полиция.

Кадр из фильма «Забери мою душу» (2010)
Кадр из фильма «Забери мою душу» (2010)

То есть предложено некое оживление негативного персонажа через незавершенность традиционного ритуала. По крайней мере, в данном случае можно опираться на богатый этнографический материал. И ещё это оправдывает включение в действие подростков, поскольку любая инициация - это обрядовый переход ребёнка во взрослое состояние.