Самопальный сборник эйсид-джаза попался мне в руки году примерно в 1995-м. Кассета была заслушана до дыр. Одним из самых запоминающихся треков на ней был «Cantaloop (Flip Fantasia)», созданный лондонской студийной группой US3, возглавляемой бывшим концертным промоутером Джеффом Уилкинсоном вместе с клавишником Мэлом Симпсоном.
Пластинка, выпущенная культовым нью-йоркским джазовым лейблом Blue Note, проложила путь ещё более успешному альбому «Hand On The Torch», который стал мировым феноменом, был номинирован на премию «Грэмми» и стала первым альбомом в легендарной истории Blue Note, получившим платиновый статус.
Но всё могло бы сложиться иначе — как для лейбла, так и для группы — если бы Blue Note реализовали своё первоначальное намерение подать на британскую группу в суд за нарушение авторских прав.
Руководство Blue Note узнало о существовании Уилкинсона и Симпсона в 1991 году, когда по британскому радио начали крутить сингл «The Band Played The Boogie» от некого проекта под названием NW1. Пластинка содержала большое количество джазовых сэмплов:
Уилкинсон и Симпсон не спрашивали разрешения на использование сэмплов. Поэтому оба нервничали, когда их вызвали на встречу в офис EMI. Каким-то образом Уилкинсону удалось убедить Blue Note отказаться от судебного иска и позволить своей группе сделать для лейбла запись. С одобрения тогдашнего босса Blue Note — Брюса Лундвалля — Уилкинсону и Симпсону было позволено зарыться в бездонные архивы компании, чтобы найти новые сэмплы.
Это было смелое решение. Поэтому понадобилось сделать несколько демо, чтобы понять, есть ли у проекта потенциал. Среди демо-треков, предоставленных лейблу, был и «Cantaloop (Flip Fantasia)», построенный на сэмпле из «Cantaloupe Island» пианиста Херби Хэнкока:
Вообще канталупа — сорт дыни. История умалчивает, почему Херби Хэнкок назвал свою композицию «Остров Канталупа». Наверное, просто искал какой-нибудь экзотический образ.
Современный рэп-трек с плотным битом и ловкими рифмами рэпера Рахсаана Келли произвёл впечатление на Брюса Лундвалла. Он предложил подписать контракт, а группа приняла название US3, вдохновлённое альбомом пианиста Хораса Парлана «Is Three» (1960).
Выпущенный в октябре 1992 года сингл «Cantaloop (Flip Fantasia)» поначалу не набрал популярность в Великобритании. Лишь после выхода второго сингла «Tukka Yoot’s Riddim», в котором был использован сэмпл гитариста Гранта Грина, US3 пробились в британские поп-чарты. Под шумок «Cantaloop (Flip Fantasia)» был переиздан и достиг 23-й строчки в чарте.
В США «Cantaloop (Flip Fantasia)» продержался в хит-парадах дольше и поднялся выше, протаранив десятку. Именно в этот момент был выпущен долгожданный дебютный альбом «Hand On The Torch». Для многих молодых слушателей эта пластинка, на которой рэп читается поверх сэмплов из классических композиций Арта Блейки, Хораса Сильвера, Телониуса Монка, стала первым знакомством с джазом. И вдохновила погрузиться в дебри старого-доброго хард-бопа 1960-х.
US3 выпустили второй альбом для Blue Note и еще ряд пластинок для других лейблов, но не смогли достичь коммерческого успеха дебюта. Альбом «Hand On The Torch» так и остался знаковым феноменом, который, наряду с новаторскими работами A Tribe Called Quest и Gang Starr, соединил джаз и хип-хоп.
Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!