18 июня (по старому стилю — 5-го) 1916 года в возрасте 56 лет умер Гуго Закс, известный в Спасском и Касимовском уездах врач. 16 лет, с 1887-го по 1899-й, он проработал земским врачом в Ижевском.
«Как врача-практика, доступного и отзывчивого, его до сих пор добром поминают в том обширном округе, который тяготел к Ижевскому, — писал в некрологе Гуго Григорьевичу в газете «Рязанская жизнь» его коллега, врач и религиозный мыслитель Владимир Клевезаль, называвший Закса выдающимся хирургом. — Нельзя не отметить ещё того неизменного сочувствия, того деятельного участия, с которым он относился ко всяким общественно-благотворительным учреждениям, как профессионально-товарищеским (вспомогательная касса, сироты врачей, санатория для врачей и т. п.), так и относящимся к широким слоям населения».
Оценка Клевезаля тем дороже, что он был монархист, а Гуго Закс — социалист. Впоследствии он даже попал в советский справочник «Деятели революционного движения в России от предшественников декабристов до падения царизма».
Гуго Григорьевич родился в 1859 году в купеческой семье в литовском местечке Жагаре. По окончании гимназии, как сообщает справочник, он поступил в Медико-хирургическую академию в Петербурге, а в 1878 году был арестован — после ареста землевольца Лейбы Левенталя, который у него проживал. Вместе с Левенталем Закс был привлечён к дознанию по делу об убийстве главы Третьего отделения (политической полиции) Николая Мезенцова. В 1879 году Закс три месяца был под арестом в Петропавловской крепости, а после был выпущен под залог. В 1880 году его выслали под надзор полиции в Дерпт, где он получил звание лекаря, а впоследствии стал доктором медицины.
В Ижевском Гуго Закс не забыл о своих убеждениях и был одним из лидеров кружка, который сельский краевед Василий Бакулин в книге «Ижевская волость» называл кружком «либералов-разночинцев». Он образовался в начале 1890-х годов, противостоял консервативному «поповскому кружку» и имел влияние на молодых крестьян.
«Душой кружка были доктор Гуго Закс, аптекарь Мориц, акцизный надзиратель Сергиевский Василий Максимович, учитель интеллигент Романцов Иван Павлович, — писал Бакулин. — Этот кружок имел значительное количество литературы и периодических изданий; через учителя кружок стал устраивать в школе литературные вечера с декламацией, пением и танцами. Этот кружок пользовался симпатиями молодёжи. Но члены его редко ходили в церковь, а некоторые вовсе не ходили. Поповский „кружок“ не мог мириться с вольтерьянцами и открыл борьбу, обрушился первым делом на слабую часть: учитель-интеллигент в январскую стужу экстренно был переведён „для пользы службы“ в Ветлужский уезд; молодым крестьянам даны были „отеческие внушения“. Деятельность кружка на время затормозились. Но несмотря на тормоза и на трудное, медленное изживание тёмных пережитков, культурный уровень каждого молодого поколения повышался против старого уровня».
Сайт касимов-62.рф приводит список операций, которые Гуго Закс провёл в 1903–1904 годах в Касимове:
«...было извлечено 22 катаракты и произведено 18 других глазных операций; вырезано 12 злокачественных и 10 доброкачественных опухолей; было вскрыто 25 нарывов; на женских половых органах было сделано 37 операций, в числе которых было 7 вскрытий брюшной полости с целью извлечения опухолей; ампутированы 2 ноги; произведено было 10 грыжесечений и 6 извлечений камней из мочевого пузыря; было сделано вырезание зоба; сшит перелом нижней челюсти; распрямлено 13 сведений; вправлено 4 фимоза; совершено 21 выдалбливание костей, вследствие костоеды и произведено 4 сшивания заячьей губы».
Там же указывается, что во время Первой мировой Закс безвозмездно заведовал лазаретом в Касимове.
На улице Ленина в Касимове сохранился дом, в котором Закс жил, а на площади Победы пустует дом Шакуловых — бывшая земская больница, где он работал.
Гуго Григорьевич был похоронен на еврейском кладбище на окраине Касимова, которое застроили в 1960-х годах. Однако его захоронение было перенесено на центральное городское кладбище. На гранитном надгробии эпитафия: «Земскому врачу, другу народа — от его почитателей».
Спасибо Рите Николаевой и Диме Горбачу за помощь в подготовке публикации.