В сезон ягод и овощей в Казани начались проверки надзорных органов по местам уличной торговли. Точку в вечном споре - разрешить садоводам продавать свои помидоры и зелень с ящиков или сделать торговлю в столице эстетичной и безопасной - должен был поставить закон и специальные места, которые им выделила администрация города. Но даже это не помогло.
Люди делятся на два типа: на тех, кто покупает мытую картошку в магазине, и тех, кто признает ее только «ведром» от частников. Утрируем, конечно, но по факту многие ждут сезона, когда садоводы начнут продавать овощи и ягоды со своих грядок. Ждут его не только покупатели, но и надзорные органы, которые пытаются разогнать стихийные рынки, наказывая незаконных торговцев рублем. На минувшей неделе рейды прошли на улицах Фучика, 34 и Зорге, 66, где составили пять протоколов об административном правонарушении.
Что говорит закон: любая уличная торговля в не предусмотренных для этих целей местах является нарушением порядка организации уличной торговли. За это полагается административная ответственность (ст.3.2 КоАП РТ) или, проще говоря, штраф. При первом нарушении от одной до трех тысяч рублей, при повторном – от трех до пяти тысяч рублей.
Аргументы администрации (почему нужно убрать стихийную уличную торговлю):
- продавцы не хотят платить за аренду;
- торговцы оставляют после себя грязь и остатки продуктов, которые привлекают грызунов;
- антисанитария и отсутствие сертификации делают продукцию опасной для клиента.
Аргументы частных торговцев (почему нужно оставить стихийные точки):
- пенсионерам (а чаще всего торгуют они) не хватит денег, чтобы платить аренду и штрафы, так как продают они совсем чуть-чуть;
- стихийные точки знают все местные жители, работает сарафанное радио;
- прилавки для уличной торговли поставили в местах более с низкой проходимостью, чем выбирают сами частники.
КАК НА НЕЛЕГАЛЬНЫХ ТОЧКАХ
Корреспондент «Вечерней Казани» решил проверить, как эти аргументы работают в реальности. На улице Шамиля Усманова, 35, куда мы заехали, все забито лотками с продуктами. Бабушка с клубникой рассказывает, что каждое утро собирает ее в огороде. Урожай небольшой, на одну пенсию прожить сложно, а дети не помогают. Спрашиваем: «Почему не пошли на разрешенные места продажи?».
- Нас не штрафуют. Нам разрешили торговать, бабушкам можно, - утверждает пенсионерка.
Чуть дальше в тени стоит столик с творогом и молоком. Пенсионерка приезжает в Казань раз в неделю из Арского района. У нее свое хозяйство: коровы и козы. Молочка стоит на открытом воздухе без холодильника.
- У меня все свежее! - не понимает она вопроса. - Столики, которые нам поставила администрация (в 15 минутах ходьбы от этого места, - прим. ред.) на солнце, а тут прохладно.
На улице в этот момент +28 градусов
- В таких местах молоко покупать страшно, особенно летом, - говорит клиентка соседнего лотка с фруктами. - А вот здесь часто покупаем, потому что дешевле. Фрукт тот же, что в магазине, но вкуснее. На улице Батыршина абрикос 200 рублей стоит, а здесь за 120. Им за аренду платить не надо, поэтому дешевле.
У большого прилавка с фруктами ажиотаж. Владелец стихийной точки, конечно же, вырастил абрикосы и черешню не в своем огороде, и с такой прибыли легко оплатит штраф даже в пять тысяч рублей.
На улице Декабристов, 150 стоит машина с овощами, мужчина, продающий помидоры, и женщина, торгующая бельем. Про штраф за них ответила девушка, работающая в соседнем магазине:
- Сюда постоянно приходят, их штрафуют, все проверяют. Но им все равно, ничего не меняется.
Как только она это произносит, тут же материализуются надзорные органы. Патрулировала администрация Кировского и Московского районов, отдел по вопросам общественной безопасности. Пока они выписывали штраф за незаконную торговлю женщине, продающей белье, та, не обращая внимания на сотрудников, пыталась нам что-то продать, параллельно называя свои инициалы для протокола. Похоже, для нее это не в первый раз.
- Документы на уличную торговлю вообще никто не выдает, только в местах разрешения можно торговать, на рынках, - поясняют нам проверяющие. - Мы каждый день патрулируем и штрафуем, но они снова возвращаются на свои места.
Говорим оштрафованной женщине, что рядом есть точка, где можно спокойно торговать.
- Просто люди здесь привыкли, к нам же бабульки идут, пенсионеры, у кого денег нет. В магазине 1000 рублей кофта стоит, а так они берут у нас за 450, - объясняет она.
КАК НА ЛЕГАЛЬНЫХ ТОЧКАХ
На улице Адоратского, 29Б стоят специальные стойки для уличной торговли. Там и расположилось большинство торговцев. Одна из них рассказывает:
- Говорили, что это место стоит 800 рублей, но пока никто не приходил за деньгами. Напротив палаток сидят другие торговцы, их штрафуют, а нас нет. Бывает такое, что здесь вообще ничего не продаем, домой уходим с пустыми карманами. Да и 800 рублей мы не зарабатываем здесь. Проходимость вроде нормальная, люди ходят, но не подходят
В Казани пошли навстречу частникам и организовали для них 9 шатровых площадок, где они могут легально продавать продукцию с личных подсобных хозяйств: на ул.Липатова, д.7; пересечении улиц Беломорская и Гудованцева; ул.Дементьева, д.7, ул.Батыршина, д.20; ул.Ак.Лаврентьева, д.10; ул.Ю.Фучика, д.72; ул.Закиева, д.12, ул.Ломжинская, д.2, Революционная,12.
В остальных случаях надо подавать заявку на организацию торговой точки:
- Для того, чтобы законно торговать на улице, например, для установки сезонного торгового объекта («мороженое, прохладительные напитки, сладости») или нестационарного павильона (к примеру, «Цветы») необходимо обратиться в Комитет потребительского рынка города с заявлением, - пояснила Зиля Нигматзянова, замначальника отдела по связям с общественностью и СМИ аппарата Казгордумы. - Если Комитет согласовывают новое место, то схема размещения объектов пополняется новым торговым местом. Далее проводятся торги на право размещения объекта по новому адресу.
Помимо 9 мест под ярмарки, в Казани довольно много точек для уличной торговли, предоставленных администрацией: 9 в Авиастроительном районе, 10 - в Ново-Савиновском, 12 в Приволжском районе, 3 - в Кировском, 2 в Московском и 7 в Советском районе.
Но уличные торговцы не хотят уходить с насиженных мест и предпочитают торговать с ящика, а не с красивого прилавка, главное, чтобы покупатель шел
- Система штрафов незначительна, я считаю, одна тысяча рублей. А они прибыль получают достаточно большую, - говорит Андрей Зайцев, замначальника Отдела по вопросам общественной безопасности администрации Вахитовского и Приволжского районов.
В итоге - замкнутый круг.
Как решают этот вопрос в других городах
В Москве администрация минимум дважды в день (в Казани, по словам сотрудника администрации, проверяют раз в неделю, - прим. ред.) проводят рейды по местам несанкционированной торговли. Нарушителей предупреждают о противоправности их действий, и если они отказываются прекратить торговлю, вызывают полицию, составляются протоколы об административных правонарушениях (выписывают штрафы).
В Санкт-Петербурге Комитет по законности и правопорядку вывозит автолавки, ликвидирует незаконные лотки и тележки, а районные администрации изымают товар и накладывают штрафы. Но пока и там эти меры не сокращают масштабы нелегальной торговли.
В Воронеже поначалу ограничивались только штрафами, но теперь у администрации города появилась возможность изымать незаконно реализуемые товары, но только непродовольственные (одежда, обувь, текстиль и трикотаж продукция).
Кстати
Мы спросили наших подписчиков в соцсетях, как они относятся к уличным торговцам. Большинство проголосовали за то, что они им совсем не мешают, на втором месте ответ, что им надо дать нормальные прилавки.