Сегодня беседуем с Алексеем, основателем и директором компании "Корада".
Первый и традиционный вопрос: как ты вообще пришёл к своему бизнесу? С чего начинал?
Как, наверное, многие - начал я случайно. Учился в Бауманке на ИУ (Информатика систем управления), готовили из нас таких системных программистов. На старших курсах, когда все уже у нас где-нибудь работали или подрабатывали, когда время появилось уже чуть-чуть работать, один товарищ устроился работать в аудиторскую компанию и меня туда позвал. В аудиторской компании открылось своё IT подразделение, которое занималось 1С проектами. Чем ещё может в аудиторской компании заниматься IT-шник? И вот он меня позвал туда - это была 1С 7.5 ещё тогда.Я вышел, меня отправили на курсы бухгалтерского учёта (не знаю- зачем, правда) и после этого мы начали сразу в 7.5 Торговле и склад “пилить” какой-то там общепит для какой-то сети кофеен. Было весело.
Я программировал-программировал … Мне всё это страшно не нравилось.. В Бауманке мой основной язык был С++, поэтому я был большим фанатом объектно-ориентированного программирования. Инкапсуляция,полиморфизм - это вот всё… А тут - ООП нет, какой-то русский язык, ужас просто. Но платили 200 долларов в месяц - деньги бешеные - за 200 долларов в месяц можно было потерпеть и русский язык программирования 🙂
Пострадать ))
Да-да)) Вот так всё и началось и дальше пошло-поехало: пошло по наклонной, покатилось всё 🙂
Потом… Институт закончили. Моего товарища и потом меня позвали в компанию, которую мы сопровождали, когда работали на стороне аудита: крупный алкогольный холдинг - и там мы сначала поддерживали местную систему, потом что-то там пилили, потом внедряли ещё первую УПП на 8.0 платформе и дописывали для алкоголя, для алкогольной торговли. Сами делали интеграцию с ЕГАИСом, сами делали учёт марок. Вообщем, что мы там только не делали. Было офигенно интересно. Денег было мало, но было очень интересно. Ну, и дальше я там попрограммировал, потом был (как я сейчас это понимаю) аналитиком, потом руководителем проекта, а потом мы сделали такой маленький “карманный” франч при этом алкогольном холдинге и в этом франче я уже и по клиентам ездил и продавал проекты, продавал наши услуги , договаривался про этапы и про стоимость. Опять таки , как я сейчас понимаю - всё это было на любительском, смешном уровне - но тогда это казалось прямо бизнесом, вот.
А это всё было с тем человеком, который тебя позвал в первый раз?
Да. Ну а потом мы немного разошлись во взглядах на будущее (так бывает), на то, у кого какая роль в этом предприятии и, в общем, не смогли мы договориться, как дальше пойдём. Он остался там дальше работать. Мы давно не общаемся. В последний раз, когда общались - он там и работал.
Ну, а я - вышел. Вышел на свободу, с чистой совестью. Подумал: чем бы заняться - то ли чаем/кофе торговать, то ли ещё что-нибудь. Всякие были мысли сумасшедшие. Но решил - для начала я займусь тем, что я знаю, по крайней мере - а знаю я 1С. Ну, думаю: сейчас я 1С чуть-чуть позанимаюсь и, чтобы деньги на жизнь хотя бы были - а пока посмотрю ( интернет-магазин чая/кофе сделаю, ещё что-то) ...
Мне тогда казалось, что в 1С всё уже решено: что в этой сфере всё уже поделено, крупные франчайзи есть, все ниши заняты, рынок разделён и делать что-то в 1С уже не интересно и денег там уже точно нет. Можно только в режиме “сам себе что-то там подзаработал”. Это 11-12 лет назад было.
Но потом понял, что много всего интересного ещё можно поделать, что всё, что мы делали - это такой детский сад - и остался в этой сфере дальше.
Ты сказал про чай-кофе. А я помню (ты вроде об этом в ЖЖ ещё писал): у тебя было что-то чайно-кофейное?
Да-да, была чайно-кофейная тема. Я не помню, до интернет-магазина мы добрались или нет, но мы и продавали и маркетинг какой-то крутили, даже договор с поставщиком заключили. Кстати, до сих пор с этим поставщиком общаемся: уже для личных целей просто заказываю там чай/кофе.
А почему ты перестал этим заниматься?
Ты знаешь, любым бизнесом надо заниматься нормально, полноценно. Если ты хочешь какой-то бизнес вырастить - надо в него вкладывать усилия, внимание, фокус. Либо ты инвестор и у тебя уже просто куча бабла и куча опыта и правильные люди/правильные связи, тогда ты можешь немножко придать импульса, дать денег - и оно будет расти. Поставить там управленцев и так далее. Но пока у тебя этого нет - опыта, связей, денег - то любым бизнесом надо полноценно заниматься.
Так же и чайно-кофейным магазином - им надо было заниматься и это не могло приносить бабло в режиме “ой, мне нравятся какие-то прикольные сорта чая интересные, про них интересно почитать, потом написать про них какие-нибудь тексты”. Нельзя заниматься только тем, что нравится и писать интересные тексты и обзоры про чай - надо заниматься всем, нанимать продавцов, делать маркетинг, сайт, делать фотографии продукции, заниматься доставкой, продумывать вопрос курьеров, которые будут этот чай развозить по Москве.
Тогда это всё было не так организованно. Это сейчас есть сервисы: ты можешь к Яндексу подключиться и просто пользоваться его сервисами, просто закладывать в себестоимость этих курьеров и всё остальное. А тогда надо было всё это делать. Я попробовал это в режиме хобби поделать - это было очень весело - но это были какие-то разовые отгрузки. Я кинул клич, какие-то знакомые мне что-то позаказывали, затем куча гемороя, два дня рассыпания этого чая по пакетикам, в упаковки, развозка и потом - 3 тысячи рублей прибыли 😂 , после двух дней напряжённой работы и катания по всей Москве с этими пакетиками чая. После этого я понял: если этим заниматься, то надо заниматься нормально - оставлять всё остальное и идти в чай и кофе.
Ну, а Корада: на тот момент там было уже человек 5-6 программистов, то есть куда-то мы уже продвинулись. Это явно был более крупный бизнес, чем эти вот 2 тысячи 🙂 за 2-3 дня езды по всей Москве. Я понял, что надо оставлять что-то одно. Отложил чайно-кофейную тему на какое-то время - ну и потом к ней уже не вернулся. Вот так. Любовь к чаю и кофе осталась…
Понятно. Это, видимо, среди 1С-ников популярно: Ярослав, например, рюкзаки продавал одно время, потом тоже отложил эту историю.
Да. Иногда, наверное, хочется что-то реальное - что можно “пощупать”. Что рюкзаки у Ярослава, что у меня чай/кофе - ты это можешь пощупать. Мы закупали эти пакетики упаковочные, купили специальный пресс - который их запаивает, весы. Всё это рассыпаешь… То есть всё это - реальный товар. Ты можешь передать товар и получить деньги.
А тут работаешь-работаешь полгода - а что ты сделал, никому не видно 🙂 Деньги за виртуальное… Поэтому, наверное, многим 1С-никам (не только 1С-ника, а все IT-шникам) иногда хочется что-нибудь такое - в производство или в торговлю.
Примечание редактора: про рюкзаки обсуждали в одном из предыдущих интервью
Предлагаю от чая внезапно перейти к сотрудникам, к найму и адаптации. Как понимаю, тебе есть что об этом сказать. Вот про найм, я помню, у тебя видела либо статью, либо презентацию: как ты выстраивал “воронку” в Битриксе, обычно такой инструмент используют для продаж.
Давай поделим вопросы. Найм и адаптация. Найм, он же из многих этапов состоит. Начиная, наверное, с осознания профиля позиции, которая нужна. Осознание профиля позиции - это шаг номер “ноль”. Хорошо, если это тот профиль, который мы уже искали - то есть человек, которого мы понимаем как искать, кто это - типа, программист 1С с каким-то уровнем компетенции. Мы понимаем - кто это, у нас есть готовая вакансия, готовые задания, критерии проверки, вопросы - которые нужно задать на собеседовании. То есть, понятно, как искать.И даже есть понимание среднего срока поиска, срока до выхода на работу. Ну или аналитик либо консультант в техподдержку…
А если позиция новая: вот мы сейчас искали управленческого консультанта,например -то есть мы поняли, что нам нужен специалист по управленческому консалтингу, потому что мы это направление хотим отделять от основного “продакшна” и делать прямо отдельное подразделение, практику управленческого консалтинга внутри компании. Или вот: мы искали внедренца - тоже необычный профиль - он как бы как консультант 1С , но он больше проектный и он про то, как запустить систему, как обучить пользователей - обучение, запуск, опыт эксплуатации. Это человек с высокой степенью устойчивости и любви к людям, несмотря ни на что.
Соответственно, если профиль новый, мы начинаем описывать. Мы встречаемся с эйчаром и с руководителем подразделения, в которое этого человека будем вводить собираем обязанности, задачи, на кого он похож, какие у него софты/харды точно есть, какие - желательно, чтобы были; как это проверить, какими вопросами проверить… Мы начинаем с этого и с вакансии.
Стараемся вакансии писать адекватные, интересные, понятные, нескучные. Чтобы те люди, которые прочитали и откликнулись, были похожи на наш профиль (понятно, что есть те, которые откликаются не глядя, просто на всё подряд - их, кстати, большинство на hh) , но чтобы те, кто осознанно откликнулся - совпали.
А дальше люди, которые откликаются, попадают в воронку. У нас в Битриксе настроена воронка, там 8 или 9 этапов в этой сделке найма (по памяти): отклик от кандидата получен, потом назначена встреча с эйчаром (созвон, обычно), после этого отдано тестовое задание (если тестовое задание есть), тестовое задание получено, назначена беседа с руководителем и офер на работу, ожидаем выхода и в конце - испытательный срок. На этом всё завершается, испытательный срок успешно пройден и человек в штате.
Когда человек откликается и начинается общение, созвоны: его эйчар ручками заносит в воронку, чтобы дальше его по воронке двигать, чтобы любому человеку, которому это надо, можно было дать доступ к истории общения с кандидатом. Например: “Стелла , у нас программист интересный есть. Он готов встретиться, пообщаться. Нужно назначить время, когда ты его готова пособеседовать.” И сразу эйчар дает ссылочку на сделку: можно эту сделку открыть, посмотреть там резюме; вопросы, которые были заданы; ответы, которые были получены. То есть ту историю, которая произошла до момента этого собеседования, можно посмотреть и понять, что за человек и, исходя из этого, подготовиться к собеседованию.
А ещё в эту воронку падают автоматически люди, которые сами откликнулись на сайте, которые оставили своё резюме или на страничке основного сайта или на нашем сайте team. У нас есть такой подсайт team.corada.ru - который конкретно про команду, про ценности, про совместную работу и там статьи, которые тоже ориентированы не на потенциальных клиентов, а на потенциальных сотрудников. Те, кто на team откликаются, они автоматически в эту воронку падают на начальный шажок.
Ты сказал про отклики: вы работаете только на входящих или эйчар сам поиском тоже занимается?
Мы стараемся работать на входящих. Практика показала, что входящие кандидаты гораздо более заинтересованы в общении и в работе, чем те, кого нашли активным образом сами мы. Когда у нас бывает какая-то позиция прямо “горящая” и специалистов таких нет (например: методолог по БИТ.Финансу, консультант или методолог по БИТ. Строительству - то есть специалисты редкого профиля, не УТ и не оперучёт, не бухгалтерия и не ЕРПИ), их откликов нет и мы ищем целенаправленно. Или когда вдруг случается ситуация, что у нас какой-то жёсткий кадровый голод и нам ну прямо срочно нужен программист, но мы стараемся просто не доводить до такого.
Стараемся всегда поддерживать баланс загрузки ресурсов. Чтобы не было такого: "А-а-а, мы подписали проект на 5 миллионов, а делать его некому и надо срочно найти аналитиков, РП-шников, консультантов, программистов" . Но когда вдруг случайно такое получается, мы делаем активный поиск - но получается плохо.
То есть когда эйчар сам нашёл человека, ему написал/позвонил, его уговаривает ( при том, что это резюме в открытом доступе лежит, то есть это не то что хайтинг - когда человек где-то работает и до него его эйчар как-то дозвонилась; нет, это нормальное резюме , то есть человек как-бы ищет работу). Мы предполагаем, в чём дело: те, кто на самом деле ищет работу, то есть реально хотят найти работу - они сами смотрят вакансии интересные, они откликаются на эти вакансии, они хотят выйти на работу в какой-то обозримой перспективе нескольких недель или месяцев.
А те, у кого просто висит резюме открытое, они как бы исследуют рынок: щупают, смотрят - какие предложения есть. Но они не собираются работу менять или собираются когда-нибудь (через полгода, через год) -поэтому их надо трясти, теребить: “Ну что? Давайте встретимся!” - “Ой, давайте. Только я сейчас уехал / не приехал, заболе, на работе завал. Давайте через месяц созвонимся.”. То есть получается, что ты уговариваешь человека просто пообщаться. Не то что там сделать тестовое задание - про это вообще даже речи не идёт - ты просто уговариваешь, чтобы он тебе уделил внимание, а ему вроде как это не особо надо…
Поэтому, в нашей практике, такой активный поиск не особо работает. Может, если этим заниматься, делать 100 звонков в день - может, какой-то процент и будет интересных кандидатов, заинтересованных. Ты просто попадешь случайно на того, кто реально ищет работу.
Входящий трафик, он более такой… Так же, как с клиентами: это тот же самый рынок, только в другую сторону. Одно дело, если к тебе организация обратилась: им нужно сделать проект и они выбирают подрядчика. Это не значит, что тебя 100% выберут - но, по крайней мере, они реально выбирают подрядчика, у них есть какие-то сроки выбора подрядчика и какие-то критерии. А другое дело, если ты сам начинаешь звонить “вхолодную” куда-нибудь и говоришь: “Вот, у вас есть производство. Давайте, мы вам ЕРП внедрим?” Ты будешь в ситуации просящего. Ты будешь ходить, стучаться. Тебя будут откладывать, переносить, не будет времени с тобой поговорить.Всё тоже самое, мне кажется, и в другую сторону работает.
По поводу откликов: из моей практики, по крайней мере, с аналитиками ещё нормально закрывается, а программисты (как я сталкивалась) - они вообще не любят откликаться (не особо, скажем так) и можно так долго ждать откликов. Вот у вас как с этим? Ну или сколько в среднем проходит, что вот вам понадобился программист, вы разместили и откликнулся нужный человек?
Субъективно: я бы не сказал, что какая-то есть разница. И от программистов есть отклики, и они откликаются. И от аналитиков есть отклики. Единственное, от кого у нас не было откликов вообще - это когда мы искали специалиста по БИТ.Строительству. Вообще не было откликов в принципе, потому что их , как потом выяснилось, несколько десятков человек и они все при деле, их все знают. Всем известно, кто эти люди; где они сидят и работают. И они ничего не ищут, никакую работу, у них всё хорошо.
Все остальные откликаются, и программисты тоже. Вот сейчас я зайду, посмотрю на вакансию ведущего удаленного разработчика, попробую посмотреть статистику её. Она просто закрылась, а у нас сейчас эйчар в отпуске и она её не потыкала. 27 откликов. Из них 15 наших отказов и остальное - это интервью. 27 откликов - это за месяц, в принципе - все достаточно релевантные.
Мне кажется, если очень мало откликов на какую-то вакансию, то первое - это посмотреть на вознаграждение, насколько оно в рынке/не в рынке. А второй - посмотреть на сам текст. Если там текст вакансии такой же, как у всех (типа ла-ла-ла, ищем программиста, который знает/умеет и т.д.) - получается, такая вакансия не привлекает внимание. Их много, надо - чтобы вакансия чем-нибудь зацепила потенциального нашего программиста. Потому что да, программистов на рынке мало и они хотят работать, скажем так: кто-то хочет работать на интересных проектах, а кто-то хочет работать и создавать что-то прикольное, кроме денег. Деньги - это само собой разумеется. Никто не хочет работать за 50 тысяч рублей в месяц, все хотят работать за какие-то нормальные деньги, адекватные. Но при этом есть что-то ещё. И вот это вот “что-то ещё” - оно должно быть написано в вакансии чётко, понятно.Эти преимущества для тех программистов, которых мы ищем.
Например, для наших ребят, которые у нас работают - для важно, что они не контактируют вообще с пользователем. Они вообще не контактируют с конечным клиентом. Они занимаются архитектурой,они занимаются разработкой, они получают нормально сформулированные требования от наших же аналитиков и они работают внутри компании, они сдают спринты внутри компании РП-шнику и аналитику. Они с клиентом не пересекаются почти никогда.
И это норм, потому что не все программисты любят с клиентом пересекаться - особенно с пользователями, особенно в режиме поддержки и в режиме “покажите/расскажите; что-то у меня тут какой-то bug, кнопочка не нажимается”. А специфика нашей профессии и вообще нашей сферы такова, что очень часто программистов заставляют это делать: типа - ты сначала напрограммировал, а теперь иди сдавай/расскажи пользователям/ответь на их вопросы. И если это не так - то это преимущество, про которое надо написать.
Мы стараемся писать так, чтобы (не только программистов касается) потенциальный сотрудник себя узнал в том тексте вакансии, который прочитал.
Расскажи ещё, каких вы ищете сотрудников? На что обращаете внимание? Понятно, что программист должен уметь программировать, аналитик - анализировать. Может, что-то по софт скиллам (soft skills), по ценностям, критерии какие-то общие для всех?
Общие для всех критерии…Ну, смотри: для всех общие критерии - это те ценности, наверное, в компании существуют. Это прогнозируемость, понятность, прозрачность взаимодействия. Это нацеленность на достижение результата, а не на потраченное время. Это развитие обучения, вообще любовь к этому - к движению, к развитию - потому что не у всех оно есть. Что ещё?
Я могу расшифровать. Прогнозируемость, понятность - это значит, что человек выполняет договоренности, либо если он не может их выполнить - он про это заранее говорит. А поскольку у нас удаленная работа уже очень давно , то мы можем работать только с такими людьми:
- Которые не исчезают, которые никуда посреди дня не пропадают, которые реально работают в оговоренном графике с 9 до 18 или с 10 до 19 - но только они работают дома.
- Которые самоуправляемые: ему не нужен офис и стоящий с палкой менеджер, который каждые пять минут к нему подходит, заглядывает в экран и тыкает его, типа: ты что-то отвлекся и не то делаешь.
То есть такие простые, базовые вещи: что человек может управлять сам собой, человек прогнозируемо работает, то есть приходит на работу в то время, когда мы договорились; а если ему нужно отлучиться, отойти, куда-то сходить - то он, по возможности заранее, предупреждает об этом.
И развитие, обучение: он любит обучаться, он отслеживает новости, с удовольствием ходит на всякие курсы - потому что в нашей сфере без этого вообще никак.