Колин Хиггинс (1941-1988) – американский драматург. Прожил недолгую жизнь, написал мало. Самая известная его пьеса, она же – его первое произведение, - «Гарольд и Мод». Спектакль по этой пьесе, поставленный на Бродвее, успеха не имел, но позже перерабатывался, был экранизирован и шёл в театрах многих стран.
Пьеса совсем небольшая, в двух действиях, прочитать этот текст можно максимум за час.
Основных героев в пьесе два: Гарольд – молодой человек 18 лет и Мод – пожилая дама 80 лет.
Гарольд очень инфантилен. Он всё время пытается привлечь к себе внимание матери, и не находит других способов, как инсценировать собственную смерть. Но даже это не помогает: мать привыкла и не реагирует. А ещё Гарольд любит ходить на похороны. Неважно чьи. Ему нравится сама атмосфера похорон.
На одном таком мероприятии он и встречает Мод. Эта дама тоже ведёт себя весьма эксцентрично, настолько эксцентрично, что даже Гарольд первое время теряется. Но её выходки, в отличие от «шуток» Гарольда, жизнелюбивы, позитивны.
Они начинают встречаться, Гарольд получает от Мод заряд энергии, они понимают, что у них много общего. Вот только планы на ближайшее будущее у них разные. Гарольд хочет жениться, а Мод назначила себе день ухода.
Эту пьесу я смотрела в московском театре «Сфера» много лет назад.
На спектакле мы сидели в первом ряду. Мод умирала буквально у наших ног (если кто в курсе, в этом театре сцена расположена как в цирке – в центре зала, и зрители сидят вокруг неё). Она умирала, а Гарольд сидел на полу и держал её голову на своих коленях. И мы видели, что он плакал. Настоящими слезами.
Театр – это не кино, где можно сделать монтаж: выключить камеру и капнуть на лицо водичкой. Театр – это то, что происходит здесь и сейчас. И каким бы ты ни был талантливым актёром, без вживания в роль, без искреннего переживания ситуации заплакать ты не сможешь.
Он плакал, пока она умирала. И мы, зрители, тоже плакали. Это было потрясающе.
Гарольда играл превосходный актёр Дмитрий Ячевский, в роли Мод была Римма Быкова.
Так чем же так зацепила эта пьеса? Наверное, утверждением силы любви. Той самой любви, которая не зависит от возраста и телесного влечения. То есть как бы чистой любви, без примеси физиологии. Любовь как родство душ, как желание проводить вместе своё время. Бывает такое? Хотелось бы верить. Но автор , видимо, не верил. Потому и закончил свою пьесу так безысходно.