#война на тихом океане #японский флот #ямамото
Американский истребитель Р-38 "Лайтинг" или "Молния" по русски, в модификации G нес очень приличное вооружение. Оно состояло из одной скорострельной авиационной пушки калибра 20 миллиметров и четырех пулеметов калибром 12,7 миллиметра. Эти самые пулеметы нанесут смертельные ранения одному из виднейших военачальников императорской Японии. Но обо всем по порядку.
Самое главное преимущество "Молнии" было в дальности полета, которая с подвесными баками составила 3680 километров. Не удивительно, что эти истребители, хотя и наземного базирования, получили большую популярность в ВМФ США на тихоокеанском театре военных действий во время Второй Мировой. Именно характеристики Р-38G более всего подходили для выполнения секретной операции "Месть", по другой версии "Возмездие", которую ВМФ США начали 17 апреля 1943 года. Отобранным пилотам 339-й истребительной эскадрильи 13-й Воздушной армии сообщили, что они отправляются на перехват важного японского старшего офицера. Состав сил противника включал группу истребителей прикрытия из шести машин и два бомбардировщика, в одном из которых и должен был находиться старший офицер. Основной целью было уничтожении обоих бомбардировщиков.
Ранним утром 18 апреля японская группа поднялась с аэродрома Рабаула и направилась на остров Бугенвиль. Американские истребители поднялись с Гуадалканала немного позже, из 18 отобранных "Молний" четыре по различным причинам в операции принять участия не смогли. По итогу 14 Р-38G с подвешенными дополнительными баками пошли на перехват, идя предельно низко едва не касаясь волн. В полете сохранялось строгое радиомолчание. В 9:34 по токийскому времени, американские летчики увидели свою цель. Численное превосходство 14 Р-38G над шестью японскими истребителями "Зеро" было невелико, но помешать "Молниям" разделаться с бомбардировщиками, а это были Mitsubishi G4M, они не смогли. Правда чисто сделать работу у американцев не вышло, один из японских бомбардировщиков не смотря на повреждения смог сесть на воду, хотя и не очень удачно, был потерян один Р-38G. Только вернувшись на базу американские летчики были извещены, что их целью был адмирал Ямамото, вот только на момент завершения операции не было достоверно известно, погиб ли он.
А для японцев все стало очевидно 19 апреля, когда поисковый отряд нашел на месте крушения тело адмирала пристегнутое к креслу вылетевшему из разбитого фюзеляжа самолета. Помимо травм от удара самолета о землю на теле адмирала имелось два пулевых ранения нанесенных пулями пулемета калибра 12,7 миллиметра. Япония признала потерю адмирала 21 мая 1943 года, это был сильнейший удар по моральному духу японцев, еще не отошедших от поражения при Гуадалканале. Таким образом операция "Месть" была выполнена успешно, американцы ликовали, они свели счеты с человеком, которого считали основным виновным в страшной катастрофе американского флота в Перл-Харборе.
Родился будущий главнокомандующий Объединенным флотом Японской империи Исороку Ямамото 4 апреля 1884 года, в городе Нагаока. Изначально он носил фамилию Такано, в 1916 году его усыновила семья Ямамото, так он и стал Исороку Ямамото. Период его становления пришёлся на конец эпохи Мэйдзи, когда Япония резко менялась проводя активные реформы переходя от остатков феодализма к капитализму. В 1904 Исороку заканчивает Академию военно-морского флота в звании мичмана. Начавшуюся Русско-Японскую войну он встретил находясь находясь в составе экипажа броненосного крейсера "Ниссин". Крейсер участвовал в Цусимском сражении, как утверждается в японских источниках на "Ниссин" произошел взрыв орудия, который стоил Ямамото двух пальцев на левой руке, указательного и среднего. Затем в 1914 Ямамото заканчивает Военно-морской колледж высшего командного состава. К 1915 он уже лейтенант-коммандер, затем в его жизни происходит весьма интересный поворот, с 1919 по 1921 год он проходит обучение в Гарвардском университете. Затем он возвращается в Японию, но лишь для того, чтобы снова дважды побывать в США в качестве советника при японских дипломатах, а затем на пост военно-морского атташе. В 1923 ему дают звание капитана, а спустя буквально год он сменил свою специализацию с артиллерии на морскую авиацию.
На момент прихода Ямамото на должность начальника отдела аэронавтики, морская авиация Японии находилась в зачаточном состоянии. Из всех авианосцев в строю был легкий "Хосё", в достройке были "Акаги" и "Кага", но это были не чистые авианосцы, а переделки из линейных крейсеров, которые Япония должна была уничтожить по итогам Вашингтонского соглашения 1922 года.Новые "чистые" авианосцы были только в начале разработки. Во флоте у Ямамото и его сторонников были сильные противники, которые считали морскую авиацию и авианосцы вспомогательным направлением, настаивая на приоритете создания крупных артиллерийских кораблей. Не лучше было дело с самолетами, как палубного, так и наземного базирования. С авиацией наземного базирования был конфликт уже с руководством армии, которое было вынуждено мириться с приоритетом флота, однако не уставало доказывать, что морская авиация должна базироваться в море на кораблях.
Все начало меняться после Лондонских конференций по ограничению военно-морских вооружений в 1930 и 1934 годах. Ямамото участвовал в этих конференциях в званиях контр-адмирала, а затем вице-адмирала, в качестве советника при японских дипломатах. Конференции эти закончились подписанием договоров, на основании которых Япония была вынуждена прекратить строительство тяжелых крейсеров, у Ямамото и его сторонников появился шанс получить возможность построить новые "чистые" авианосцы, начиная с 1934 года на верфях Японии начинается закладка и строительство крупных авианосцев.
Что касается самолетов, то и здесь наметились подвижки, закупка современных иностранных боевых самолетов их подробное изучение и анализ дали свои плоды. Тот момент, что в мире японское авиастроение не воспринимали всерьез, был Японии на руку, новинки японских от авиационных конструкторов стали для союзников неприятным сюрпризом. Непосредственно в заслуги Ямамото относят появление таких, в последствии весьма известных самолетов, как истребитель А6М, более известный как "Зеро" и двух основных торпедоносцев-бомбардировщиков G3M, и G4M. Увы, но в споре с так называемой "партией флота" Ямамото проиграл не сумев предотвратить постройку двух суперлинкоров "Ямато" и "Мусаси", которые он считал бесполезной тратой сил и ресурсов.
Отрицательное отношение Ямамото к вторжению Японии в Маньчжурию в 1931 году и к войне с Китаем в 1937, сделало его в глазах сторонников войны в высших военных кругах Японии опасным противником, которого они всячески пытались устранить. Не поддержал Ямамото и планы по подписанию Берлинского пакта, категорически выступая против союза с Германией и Италией. В адрес Ямамото постоянно шли угрозы от японских националистов и его противников. Дошло до того, что руководство японской армии поручило военной полиции "охрану" надоевшего своим упорством адмирала. Учитывая ценность Ямамото как компетентного специалиста, его популярность на флоте и желая уберечь его от нападок со стороны его противников, исполняющий обязанности министра военно-морских сил Мицумасы Ёнаи назначает Ямамото главнокомандующим Объединенным флотом, по факту отправив его в море подальше от тех кто желал его смерти.
Год 1941 ознаменовался для Японии неизбежностью столкновения США, к которому толкали страну военные. Адмирал Ямамото был противником даже ссоры с США, не то что военного столкновения. Поэтому, когда в октябре 1941 года премьер-министром правительства Японии становится генерал Тодзио, один из лидеров "партии войны", ярый противник Ямамото, еще по вопросу вторжения в Манчьжурию, преобладало мнение, что Ямамтото с его поста заместителя министра военно-морских сил уберут, но этого не произошло. Объяснялось это тем, что командование японского флота, да и армии понимали, что безграничная популярность Ямамото во флоте, а главное его высокие профессиональные качества это именно то, что могло обеспечить победу на море. Плюс к этому сыграла роль и близкая, практически дружеская связь Ямамото с семьей императора Японии Хирохито. Скорее всего сам Исороку Ямамото принял надвигающуюся войну как неизбежное и решил приложить все силы, чтобы дать Японии шанс на победу, хотя сам в нее не особенно верил.
К моменту начала разработки плана атаки на Перл-Харбор японский флот скопил пять с половиной миллионов тонн нефти. В год весь флот потреблял 2 миллиона тонн. То есть у Японии был запас на два с половиной года и не более шести месяцев, по расчетам Ямамото, на то чтобы захватить богатые нефтью и прочим сырьем районы Юго-Восточной Азии, в противном случае, при неизбежной блокаде, Япония была обречена. План разработанный Ямамото был дерзким и рискованным, он шел в разрез с доктриной господствовавшей в японском флоте, в основе которой было генеральное сражение на заранее подготовленных позициях между крупными артиллерийскими кораблями. В плане Ямамото учитывался опыт атаки британской авиации на базу итальянского флота в Таранто. Суть атаки на американскую базу Тихоокеанского флота в Перл-Харборе была в уничтожении превосходства противника в крупных артиллерийских кораблях и авианосцах. Причем полное уничтожение кораблей приветствовалось, но достаточным было и серьезное повреждение, главное вывести основные силы американцев из строя минимум на шесть месяцев. Ямамото надеялся, что череда тяжелых поражений и потерь вынудит американцев и англичан искать мира с Японией, правда сильно в это не верил, об этом можно судить по часто приводимой его цитате:
Если разразится военный конфликт между Японией и Соединёнными Штатами, будет недостаточно захвата Гуама и Филиппин, и даже Гавайских островов и Сан-Франциско. Нам будет нужно маршировать до самого Вашингтона и подписать капитуляцию Америки в Белом доме. Я сомневаюсь, что наши политики (которые говорят о японо-американской войне с такой беззаботностью) уверены в победе и готовы принести нужные жертвы.
План Ямамото, после тщательного анализа, был признан специалистами министерства военно-морских сил единственно верным в сложившихся обстоятельствах. Для его реализации под руководством Ямамото был проведен ряд преобразований в военно-морской авиации Японии. Для начала Ямамото согласился с идеей молодого офицера Минору Гэнда и его коллег, объединить все шесть крупных авианосцев в одно соединение, что было опасно, зато давало возможность за раз запустить необходимое для массированного удара число самолетов, так появился 1 воздушный флот. Как уже говорилось выше, большое внимание он уделял вопросам развития морской авиации наземного базирования, которая должна была компенсировать нехватку авианосцев и прикрыть последние в случае необходимости. Ямамото лично возглавлял формирование берегового 11 воздушного флота, который оказал не меньшее влияние на события чем первый. У всех самолетов, в разработке требований к которым участвовал Ямамото имелась одна общая черта. Все они обладали очень низкой живучестью, она была принесена в жертву, в первую очередь дальности, требовалась максимально облегченная конструкция, ни о каком бронировании не могло быть и речи. За нее же были куплены высокие ударные возможности у бомбардировщиков G3M и G4M. Истребитель для их сопровождения и лучший палубный истребитель Японии А6М "Зеро", также страдал от низкой живучести, которой он заплатил за великолепную маневренность, дальность и скорость, правда только на первом этапе войны.
Воскресным утром 7 декабря 1941 года, в 7:55 по местному времени, 183 японских самолета первой волны нанесли удар по американским кораблям стоявшим во внутренних гаванях Перл-Харбора. Затем пошла вторая волна, разгром был учинен весьма серьезный, но с самого начала операция пошла не так как ее задумывал Ямамото. В гаванях не оказалось ни одного американского авианосца, а преждевременный отход японской авианосной группы был не понятен, времени и сил вполне хватало, и для третей, и для четвертой атаки, но адмирал Нагумо решил иначе. По возвращении Ямамото отчитал Нагумо за упущенные возможности, а Нагумо ссылался на угрозу атаки с американских авианосцев. Адмиралу Ямамото до конца дней его приходилось сталкиваться с избыточной осторожностью своих подчиненных командиров, более того они зачастую весьма вольно трактовали его более чем конкретные приказы. Практически одновременно с атакой на Перл-Харбор, бомбардировщики наземного базирования японской морской авиации разделались с двумя британскими крупными кораблями, в результате этой атаки погибли линейный крейсер "Рипалс" и линкор "Принц оф Уэлс" В целом, не смотря на недочеты, японцам сопутствовал успех, все происходило ровно как и предсказывал Ямамото, японский флот и армия продемонстрировали непрерывную цепь громких молниеносных побед. Казалось Япония была близка к победе, вот только противник весьма быстро пришел в себя и за недочеты стал больно наказывать японцев.
Первый гром грянул когда в битве при атолле Мидуэй американцам удалось уничтожить четыре тяжелых авианосца японского флота, а началось все с пренебрежения адмиралом Нагума к разведке. Нагумо так сосредоточился на подготовке удара по базе на атолле, что упустил из виду несвоевременность старта разведывательных самолетов. Стартуй они как положено, американского чуда у Мидуэя не вышло бы. Ну и самое главное, японцы до конца войны понятия не имели, что американцы достаточно быстро раскусили их шифр применявшийся для радиообмена. Из-за Мидуэя репутация Ямамото пошатнулась, его идеи до этого воспринимали с опаской, а теперь его и вовсе желали отстранить от командования Объединенным флотом. Затем последовал разгром в битве за Гуадалканал и снова, теперь уже адмирал Микава, весьма своеобразно подошел к задаче уничтожения судов десанта союзников. Сокрушив два патруля союзников состоявших из тяжелых крейсеров, он не нанес транспортам десанта ни царапины. Эта операция вошла в историю как рейд тяжелых японских крейсеров, рейд страшный для союзников, вот только бесполезный для Японии, армия которой не смогла удержать стратегически важный Гуадалканал. Снова адмирал Микава ссылался на угрозу авиационного удара с американских авианосцев. Потеря Гуадалканала не просто ослабила позиции Японии в Тихом океане, она еще серьезно подорвала боевой дух солдат и моряков Японии. Именно для подъема боевого духа адмирал Ямамото решил лично проинспектировать войска на юге Тихого океана. Был составлен подробный график передвижения Адмирала, который благодаря операции по радиоперехвату "Мэджик" оказался в руках у американцев. Информация была более чем полная, с указанием типов самолетов, их численности, времени взлетов и посадок. Разумеется американцы решили воспользоваться таким шансом, отомстить за Перл-Харбор и обезглавить командование японскими силами. Стоит отметить, что часть старших офицеров японского флота чувствовала неладное и пыталось отговорить Ямамото от этого полета, но он не стал никого слушать.
Как было написано в начале материала, 14 Р-38G перехватили японскую группу рядом с островом Бугенвиль, на котором японцы были должны совершить посадку. В самолете адмирал Ямамото занял место второго пилота, слева от первого. Как уже писалось выше бомбардировщик G4M, у американцев проходил под кодовым именем "Бетти", был весьма хорош в плане дальности и ударных возможностей, но вот живучесть его была не очень. Американский летчик лейтенант Бабер атаковал первый японский бомбардировщик зайдя на него слева. Очереди из пулеметов его "Лайтинга" серьезно повредили левый мотор, а две пули достались лично адмиралу Ямамото, смертельно ранив его в левое плечо и нижнюю часть нижней челюсти, вторая пуля вышла над правым глазом.
Гибель Исороку Ямамото, стала для Японии страшным ударом, адмирал был символом великих побед, с его уходом надежда на то, что Япония сможет переломить ход войны угасла. Не смотря на то, что флот Японии и ее армия еще были сильны, война приобрела затяжной характер. То чего так опасался Ямамото случилось, выдержать войну на истощение у Японии шансов не было. Сам адмирал никогда не страшился смерти вот, что он говорил об этом:
Погибнуть за императора и за Родину — это наивысшая честь для военного человека. Цветы восходят в поле, где прошёл тяжкий, храбрый бой. И даже под угрозой смерти боец будет вечно верен императору и его земле. Жизнь и смерть одного человека ничего не значит. Империя превыше всего.
Возможно для Исороку Ямамото было лучше, что он ушел до капитуляции Японии, не услышав из уст своего любимого императора Хирохито полные горечи слова:
Нестерпимое надо вытерпеть