Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Реальная история Уиннер” (2023): Со слов свидетеля записано верно

Оглавление

Премьера состоялась в феврале 2023 года на Berlin International Film Festival.

Биографическая драма “Реальная история Уиннер” (Reality) режиссёра Тины Саттер, выпущенная продюсерской компанией HBO Films, основана на реально произошедшем случае, как девушка по имени Реалити Виннер (Reality Winner) отправила засекреченный текст новостному агентству The Intercept, занимающемуся разоблачениями событий и высокопоставленных персон.

Постер для фильма "Реальная история Уиннер" (2023)
Постер для фильма "Реальная история Уиннер" (2023)

***

Сюжет

Реалити вернулась из продуктового магазина, а рядом с домом её уже ждали два агента ФБР, стремящиеся провести с ней очень важный разговор, для которого необходимо обыскать дом (ордер у них для этого оформлен), изъять у неё мобильный телефон, убедиться, какое именно у неё есть оружие и не опасна ли она сама для агентов. Весь фильм – это очень длинный полилог между двумя агентами и Реалити. И в итоге они берут с неё признание, за которым пришли – она действительно отправила секретную информацию ресурсу The Intercept.

***

Каждая минута, из которых состоит фильм, использована во благо повествованию. Главную роль исполняет Сидни Суини (Sydney Sweeney). Её проживание истории девушки, дерзнувшей пойти против системы, осмелившейся подать голос (как иронично – хрупкая девочка со внешностью принцессы взялась за восстановление справедливости там, где высокопоставленные чины на тронах и в дорогих пиджаках не могут договориться десятилетиями) очень очаровывает. Я не слежу за творчеством этой актрисы, и более близкое знакомство оказалось приятным, она отлично исполнила эту роль.

О режиссёре

Тина Саттер, поставившая этот фильм, в первую очередь драматург. “Реальная история Уиннер” – это её первый художественный фильм. До него она писала пьесы.

В 2013 году в P.S. 122 (Performance Space New York) она представила Seagull (Thinking of you), переосмысление пьесы Антона Чехова “Чайка”. В 2015 году это был спектакль Ancient Lives, который показали в некоммерческой художественной организации The Kitchen в Нью-Йорке, в 2016 году на New York Live Arts состоялась премьера спектакля по её пьесе Ghost Rings.

Пьеса “Это комната: Стенография допроса Реалити Виннер” (Is This A Room: Reality Winner Verbatim Transcription) появилась в 2017 году. Она, собственно, стала первоосновой для экранизации. Премьера спектакля на её основе состоялась в The Kitchen в Нью-Йорке зимой 2019 года, а осенью его перенесли в Vineyard Theatre. Критики назвали "Is This A Room" "ярким образцом политического театра" (blistering piece of political theater).

Спектакль “Это комната: Стенография допроса Реалити Виннер”
Спектакль “Это комната: Стенография допроса Реалити Виннер”

Построение повествования в фильме

В фильме есть ощущение “полезной тесноты”, которая всегда имеется в театре. Там в распоряжении режиссёра только одна сцена, и пространство можно увеличить только двигаясь вверх, если позволяет высота зала построить дополнительные уровни, но в целом – это всё ограничивается площадью сцены, где всё подчинено условности. В своём фильме Тина Саттер прекрасно работает с пространством. Оно у неё разделено и визуально, и условно.

Реалити предоставила пустую комнату для допроса, здесь свободно, потому что здесь ей не нравится и она здесь не бывает
Реалити предоставила пустую комнату для допроса, здесь свободно, потому что здесь ей не нравится и она здесь не бывает
Коврик, входной проём, тесная расстановка всех лиц в кадре - тоже создают рамки и призваны вызывать напряжение, которое испытывает главная героиня
Коврик, входной проём, тесная расстановка всех лиц в кадре - тоже создают рамки и призваны вызывать напряжение, которое испытывает главная героиня

Начиная с воображаемых рамок, когда Реалити не пускают в собственный дом, изымают мобильный телефон, не позволяют заглянуть в холодильник без наблюдения агента, при этом они оказывают давление, методично закидывая девушку вопросами, что усиливает ощущение сужающихся стен и дезориентации, до настоящего ограждения территории вокруг дома жёлтой лентой с удручающей чёрной надписью Crime Scene, помещением собаки в вольер, ограничением передвижений кошки, а также выбором комнаты для проведения допроса. Финальный план, когда дом и территорию вокруг него показали сверху, словно подчёркивает, как теперь ограничен мир Реалити из-за её безрассудного поступка – он по-прежнему кажется большим, но у неё при этом связаны руки.

-5

Есть тут и один трогательный художественный элемент в виде улитки, медленно ползущей по раме. На эту улитку смотрела Реалити во время допроса. Я не думаю, что она была там на самом деле и её запротоколировал агент Гэррик в своём блокнотике, наоборот, я думаю, что её добавили в качестве метафоры уязвимости или желания спрятаться в свой домик на спине, осознав, что ошибку не исправить.

-6

На каком именно реальном событии основаны спектакль, а потом – фильм

25-летняя Реалити Виннер, переводчик АНБ (Агентства национальной безопасности), была арестована 3 июня 2017 года в своём доме в городе Огаста, штат Джорджия, за нарушение протокола поведения с засекреченной информацией.

Она распечатала секретные документы АНБ в своём офисе, в них содержалась информация о вмешательстве России в президентские выборы в США 2016 года. Бумаги она сложила пополам, спрятала в колготках, прошла через пункт охраны (по её словам, там никого не проверяют). Конверт и марки у неё были в личном автомобиле, остались там, потому что ранее она заполняла и рассылала много бланков. Реалити бросила конверт в уличный почтовый ящик, к письму не приложила никакой записки и не указала имени отправителя.

Репортёры The Intercept, пытаясь проверить подлинность полученной информации, непреднамеренно помогли ФБР выследить и арестовать Виннер. В документах были раскрыты попытки России повлиять на избирательные комиссии в преддверии выборов 2016 года путём рассылки “фишинговых электронных писем” от защищённого отправителя.

В августе 2018 года Реалити приговорили к пяти годам заключения в федеральной тюрьме. Её освободили условно-досрочно в июне 2021 года – под наблюдением она будет находится до ноября 2024 года. Сейчас она проходит проверки на содержание наркотических веществ в организме каждые две недели, у неё комендантский час в 10 часов вечера, и ей требуется разрешение от своего сотрудника службы пробации на поездки после его наступления.

Сценарий был написан на основе стенограммы, опубликованной ФБР, но перед обнародованием они предварительно её подвергли необходимой цензуре.

В интервью для The New Yorker в 2019 году Тина Саттер говорила, что не читала ничего подобного и ей сразу стало понятно, что можно создать пьесу. Все диалоги взяты из стенограммы и приведены в том порядке, в каком это происходило на самом деле.