Найти тему

«Бабушка, почему у тебя такие большие уши?». О Красном Шаперончике и детской моде. 2 ч.

Корнелис де Вос "Портрет Франса Векеманса". И мальчики, и девочки носили платье.  Определить мужской пол ребенка можно можно было по: прическе, шляпе, распашному платью и воротнику. Если присутствовали шпага и барабан было еще проще это сделать.
Корнелис де Вос "Портрет Франса Векеманса". И мальчики, и девочки носили платье. Определить мужской пол ребенка можно можно было по: прическе, шляпе, распашному платью и воротнику. Если присутствовали шпага и барабан было еще проще это сделать.

Продолжение.

Средневековая мода была универсальной: дети и взрослые обоего пола носили однотипную одежду в несколько слоев. Костюм состоял из: камизы-нижней рубашки, котты(верхнего платья-туники), сюрко(верхней одежды прямого покроя, расширяющейся к низу) , пуленов(фр. «нос корабля»)- мягких башмаков из ткани или кожи.

Длиннющие носы пуленов-башмаков с длинными носами- иногда достигали полуметра. В таких случаях они крепились на цепочках под коленями. Пулены показывали статус человека.
Длиннющие носы пуленов-башмаков с длинными носами- иногда достигали полуметра. В таких случаях они крепились на цепочках под коленями. Пулены показывали статус человека.

В мужском варианте одежды добавлялись шоссы- нечто среднее между чулками и штанами, где штанины поначалу не сшивались. В холода к вышеперечисленному добавлялась шерстяная или меховая накидка хёк(хук).

Питер Брейгель Старший "Игры детей"(фрагмент)
Питер Брейгель Старший "Игры детей"(фрагмент)

Девочки XII-XIIIв носили два платья прямого покроя(нижнее- камизу и верхнее), сверху надевали сюроко (одежда с разрезными рукавами или без них).

Сюрко девочки повторяет сюрко матери
Сюрко девочки повторяет сюрко матери

В холода носили «клок»- плащ из сукна или шерсти с капюшоном. Мальчики носили шоссы- плотно облегающие чулки-штаны, хубоны –стеганные куртки, похожие на поддоспешники.

На этом жизнерадостном малыше надето что-то вроде хубона.На цепочке- прорезыавтель зубов из коралла. Предполагалось, что коралл служит обезболивающим.
На этом жизнерадостном малыше надето что-то вроде хубона.На цепочке- прорезыавтель зубов из коралла. Предполагалось, что коралл служит обезболивающим.

В период позднего Средневековья головы мальчиков украшали овальные или круглые прически с подвитыми концами, они могли быть с челкой или без. Модные головные уборы- небольшие круглые шапочки. В целом прически детей копировали взрослые.

Средневековые сложные прически взрослых, с подбритой линией лба, украшали и девичьи головки.

Средневековая женская прическа: линия волос подбрита до середины головы. Брови обесцвечивали известью или выщипывали. Получался высокий умный лоб.
Средневековая женская прическа: линия волос подбрита до середины головы. Брови обесцвечивали известью или выщипывали. Получался высокий умный лоб.

Дюрер "Автопортрет в 13 лет"
Дюрер "Автопортрет в 13 лет"

Религиозные испанцы в одежде придерживались строгих цветов, отдавая предпочтение черным и коричневым цветам. Южные европейцы, культивировавшие идеал мужчины-философа, носили одежду из ярких дорогих тканей, украшения. В восточно-европейской моде царил «сарматизм», равняющийся на венгров, турок. В протестантской Северной Европе в мальчиках воспитывались трудолюбие, усидчивость и религиозность. В их одежде преобладали сдержанные цвета, суконные ткани, по минимуму украшений.

Корнелис де Вос "Семейный портрет". Старшие мальчики, как и отец, одеты в темное платье. Исключение- плоеный воротник горгера(фреза).
Корнелис де Вос "Семейный портрет". Старшие мальчики, как и отец, одеты в темное платье. Исключение- плоеный воротник горгера(фреза).

Идеалом женской красоты всегда являлась Мадонна. Но ее образ менялся с течением времени: готическое представление-белоснежная кожа, хрупкий стан, высокий выбритый лоб, отсутствие бровей.

Полное отсутствие бровей, ресниц
Полное отсутствие бровей, ресниц

Эпоха Возрождения предлагала противоположное: пышные формы. Кокетство и грациозность- качества, ценимые в эпоху Барокко. В период рококко идеал- фарфоровая куколка: тонкая талия, белая кожа, хрупкость и инфантильность.

Корнелис де Вос "Портрет девочки". И без подписи понятно, что это- девочка: цветы в волосах, цветы и ягоды в фартуке. Обратите внимание на плоские, свисающие почти до пола плоские рукава, о них-ниже.
Корнелис де Вос "Портрет девочки". И без подписи понятно, что это- девочка: цветы в волосах, цветы и ягоды в фартуке. Обратите внимание на плоские, свисающие почти до пола плоские рукава, о них-ниже.

В XIVв девушки носили платья «кертлы», с плотным лифом, юбкой из клиньев и отрезными рукавами, которые были до этого времени цельнокроеными. Рукава существовали как отдельный элемент одежды. Их пристегивали, пришнуровывали или пришивали на живую нитку. Рукава могли переставлять с одного платья на другое. Кроме отрезных рукавов, новое в крое- появление выточек, пуговиц, шнуровки, которая позволяла подогнать платье по фигуре.

Средневековый рисунок с новым для того времени- шнуровкой. С её помощью можно было подогнать платье по фигуре.
Средневековый рисунок с новым для того времени- шнуровкой. С её помощью можно было подогнать платье по фигуре.

Мальчики из богатых семей носили одежду длиннее, чем их ровесники-простолюдины. После 7-8 лет костюм мальчика становился неотличим от взрослого. С этого возраста мальчика приобщали к охоте, военному делу, фехтованию. С 7 лет мальчикам разрешалось носить штаны(шоссы, кальцоне). Шоссы- длинные облегающие чулки-штаны, иногда даже с пришитой кожаной подошвой, крепящиеся к поясу, плечевой одежде или брэ. Изначально они представляли собой две раздельные штанины- чулка. Шоссы могли быть из шести, льна, шелка, кожи. Представители бедного сословья носили шоссы с обрезанной стопой.

Красные и синие шоссы-чулки поверх брэ(средневекового белья)
Красные и синие шоссы-чулки поверх брэ(средневекового белья)

После критики церкви «неприличной» моды, возникла идея сшить штанины шосс вместе. После чего возникла потребность в откидном мешочке-клапане-«брагетте».

Ганс Гольбейн "Портрет ЭдуардVI". На ЭдуардеVI меховая накидка шамар. Поверх шосс объёмные штаны -буфф о-де-шосс с брагетом
Ганс Гольбейн "Портрет ЭдуардVI". На ЭдуардеVI меховая накидка шамар. Поверх шосс объёмные штаны -буфф о-де-шосс с брагетом

Так как светское мужское платье XIVв своей формой копировало латы, плотно подгонявшиеся по форме тела, на смену длинным коттам пришли укороченные поддоспешники куртки котарди.

О-де-шосс превышающие объем бедер, собранные в многочисленные складки.
О-де-шосс превышающие объем бедер, собранные в многочисленные складки.

В XV для сокрытия соединения шосс с плечевой одеждой в обиход вводят штаны «о-де-шосс»(фр. «поверх шосс»), они же шаравоны,плудеры, плундры- укороченные до середины бедра, просторные, мешковатые брюки, в три- четыре раза превышающие объем бедер, собранные в многочисленные складки. Этот вид штанов делали с вертикальными прорезями, сквозь которые просматривалась контрастная подкладка.

Испанская мода предписывала даже детям носить темные цвета. Плундеры на испанский лад.
Испанская мода предписывала даже детям носить темные цвета. Плундеры на испанский лад.

В женском костюме робы XVв имели модный S-образный силуэт с укороченным верхом, объемной длинной юбкой, перетянутой на груди- популярный образ «беременной». Как бы курьезно это не выглядело, платья девочек повторяли этот модный тренд

-16

В детском костюме использовали ткани из Италии с птицами, насекомыми, зверушками, цветами в модном стиле «grotesque».

Как Вы думаете, по всему вышесказанному, кто изображен на портрете?
Как Вы думаете, по всему вышесказанному, кто изображен на портрете?

Одежду для девочек украшали вышивкой, добавляя ее для укрепления ткани по краю вырезов ворота, манжет. В отличие от взрослых платьев, детские были менее декольтированные. Под платья с большим вырезом поддевали тонкую камизу с воротником стойкой или горловиной- «лодочкой».

Продолжение следует...

Иллюстрации взяты из интернетп. Буду рада вашим лайкам.

1часть можно прочесть ⬇️