Продолжение.
Средневековая мода была универсальной: дети и взрослые обоего пола носили однотипную одежду в несколько слоев. Костюм состоял из: камизы-нижней рубашки, котты(верхнего платья-туники), сюрко(верхней одежды прямого покроя, расширяющейся к низу) , пуленов(фр. «нос корабля»)- мягких башмаков из ткани или кожи.
В мужском варианте одежды добавлялись шоссы- нечто среднее между чулками и штанами, где штанины поначалу не сшивались. В холода к вышеперечисленному добавлялась шерстяная или меховая накидка хёк(хук).
Девочки XII-XIIIв носили два платья прямого покроя(нижнее- камизу и верхнее), сверху надевали сюроко (одежда с разрезными рукавами или без них).
В холода носили «клок»- плащ из сукна или шерсти с капюшоном. Мальчики носили шоссы- плотно облегающие чулки-штаны, хубоны –стеганные куртки, похожие на поддоспешники.
В период позднего Средневековья головы мальчиков украшали овальные или круглые прически с подвитыми концами, они могли быть с челкой или без. Модные головные уборы- небольшие круглые шапочки. В целом прически детей копировали взрослые.
Средневековые сложные прически взрослых, с подбритой линией лба, украшали и девичьи головки.
Религиозные испанцы в одежде придерживались строгих цветов, отдавая предпочтение черным и коричневым цветам. Южные европейцы, культивировавшие идеал мужчины-философа, носили одежду из ярких дорогих тканей, украшения. В восточно-европейской моде царил «сарматизм», равняющийся на венгров, турок. В протестантской Северной Европе в мальчиках воспитывались трудолюбие, усидчивость и религиозность. В их одежде преобладали сдержанные цвета, суконные ткани, по минимуму украшений.
Идеалом женской красоты всегда являлась Мадонна. Но ее образ менялся с течением времени: готическое представление-белоснежная кожа, хрупкий стан, высокий выбритый лоб, отсутствие бровей.
Эпоха Возрождения предлагала противоположное: пышные формы. Кокетство и грациозность- качества, ценимые в эпоху Барокко. В период рококко идеал- фарфоровая куколка: тонкая талия, белая кожа, хрупкость и инфантильность.
В XIVв девушки носили платья «кертлы», с плотным лифом, юбкой из клиньев и отрезными рукавами, которые были до этого времени цельнокроеными. Рукава существовали как отдельный элемент одежды. Их пристегивали, пришнуровывали или пришивали на живую нитку. Рукава могли переставлять с одного платья на другое. Кроме отрезных рукавов, новое в крое- появление выточек, пуговиц, шнуровки, которая позволяла подогнать платье по фигуре.
Мальчики из богатых семей носили одежду длиннее, чем их ровесники-простолюдины. После 7-8 лет костюм мальчика становился неотличим от взрослого. С этого возраста мальчика приобщали к охоте, военному делу, фехтованию. С 7 лет мальчикам разрешалось носить штаны(шоссы, кальцоне). Шоссы- длинные облегающие чулки-штаны, иногда даже с пришитой кожаной подошвой, крепящиеся к поясу, плечевой одежде или брэ. Изначально они представляли собой две раздельные штанины- чулка. Шоссы могли быть из шести, льна, шелка, кожи. Представители бедного сословья носили шоссы с обрезанной стопой.
После критики церкви «неприличной» моды, возникла идея сшить штанины шосс вместе. После чего возникла потребность в откидном мешочке-клапане-«брагетте».
Так как светское мужское платье XIVв своей формой копировало латы, плотно подгонявшиеся по форме тела, на смену длинным коттам пришли укороченные поддоспешники куртки котарди.
В XV для сокрытия соединения шосс с плечевой одеждой в обиход вводят штаны «о-де-шосс»(фр. «поверх шосс»), они же шаравоны,плудеры, плундры- укороченные до середины бедра, просторные, мешковатые брюки, в три- четыре раза превышающие объем бедер, собранные в многочисленные складки. Этот вид штанов делали с вертикальными прорезями, сквозь которые просматривалась контрастная подкладка.
В женском костюме робы XVв имели модный S-образный силуэт с укороченным верхом, объемной длинной юбкой, перетянутой на груди- популярный образ «беременной». Как бы курьезно это не выглядело, платья девочек повторяли этот модный тренд
В детском костюме использовали ткани из Италии с птицами, насекомыми, зверушками, цветами в модном стиле «grotesque».
Одежду для девочек украшали вышивкой, добавляя ее для укрепления ткани по краю вырезов ворота, манжет. В отличие от взрослых платьев, детские были менее декольтированные. Под платья с большим вырезом поддевали тонкую камизу с воротником стойкой или горловиной- «лодочкой».
Продолжение следует...
Иллюстрации взяты из интернетп. Буду рада вашим лайкам.
1часть можно прочесть ⬇️