Лицо этого человека знакомо многим. Или, по крайней мере, тем, кто когда-либо имел дело с долларами. Потому что именно его портрет изображён на одной из купюр. Да. Томас Джефферсон. Третий (а вовсе не первый, как многие думают) президент тогдашних Соединённых Штатов. Был главой комитета по разработке «Декларации независимости» - а не единственным её автором, как опять-таки считают многие.
Его относят к плеяде философов эпохи Просвещения наряду с такими величинами, как Дидро и Вольтер. Уже после войны за независимость Джефферсон становится инициатором покупки у Франции Луизианы и организатором экспедиции Льюиса и Кларка к побережью Тихого океана. Основатель Вирджинского университета и Библиотеки Конгресса США – именно его книжное собрание послужило ядром образования её книжного фонда.
То есть насквозь положительная фигура, если не принимать во внимание такие обстоятельства, как то, что он был одним из самых крупных рабовладельцев тех земель или то, что от своей рабыни-служанки по имени Салли имел восьмерых детей… но свободу им предоставлял только тогда, когда те достигали совершеннолетия. Но вместе с тем протестовал, когда из готового проекта Декларации независимости убрали его критику рабства. Словом, фигура противоречивая, настоящий сын своего времени. И до сих пор является центральной фигурой давнего расового скандала – несмотря на давно принятые законы об отмене расовой сегрегации и на то, что в Америке расцвёл пышный цветок движения «Жизни чёрных важны!»
Запутанная семейная сага
Женится Томас за три года до начала войны за Независимость на своей кузине Марте, благородной даме с богатым приданным. И среди движимого и недвижимого имущества в списке этого приданного была и вполне европейского вида рабыня по имени Салли… более того, эта рабыня была единокровной сестрой Марты. То есть отец у них был общий, но вот матерью Салли была чернокожая рабыня.
Почти белая рабыня, притом сестра жены
Квартеронка – так называли женщин, в чьих жилах текла «чёрная» кровь. За всё время жизни в семействе Джефферсонов Салли родила восьмерых детей, и один из сыновей позже в своих мемуарах напишет, что первый ребёнок родился у неё в Париже, когда Салли было всего 16. То есть ещё тогда, когда чета Джефферсонов проживала там, и он со своими воззрениями стал считаться равным тогдашним энциклопедистам.
А Марта, законная жена Томаса, за всё время проживания с ним в качестве супруги родила шестерых – но выжил только один ребёнок, дочь, тоже Марта, как и мама. Это она позже, уже после кончины своего отца, начнёт распродавать его имущество вместе с рабами, с прозаической целью – рассчитаться с долгами отца, так как он был объявлен банкротом. Ну да, вы правильно поняли – в те времена президентская должность никаких материальных бонусов не сулила. А вот Салли в результате всех этих сделок с недвижимостью и рабами свободной, увы, не стала. Единственное, что позволила теперь новая её номинальная хозяйка – остаться доживать свой век в доме её освобождённых сыновей.
Между тем шли годы, и север с югом Штатов всё больше отрывались друг от друга в технологическом отношении. А движение аболиционистов на Севере, выступающих за отмену рабства, всё больше напрягало южан, переводя бытовое противостояние жизненных укладов в идеологическое… а кому, как ни нам проживающим в XX и XXI веке, не знать глубину и накала подобных противостояний? Начавшаяся в 1861 году американская Гражданская война Севера и Юга как раз и была войной идеологической, где часто брат шёл на брата и где в плен часто не брали – как это было в войнах религиозных в позднем европейском Средневековье.
А сыновья Салли, настолько похожей на белую, что если не знаешь точно, что в ней есть африканская кровь – и не заподозришь, стали брать себе фамилию Джефферсон, отбросив всякие сомнения. Считая, что имеют на это право.
Те самые мемуары одного из сыновей «выстрелили» уже в веке двадцатом. Дело в том, что подавляющее большинство потомков Салли (у которых, напомним, африканской крови было уже 1/8), вообще не были отличимы от белых. И если в дальнейшем не заключали браки с афроамериканцами (а они-то о своей родословной знали, но чаще всего помалкивали) – «разбавляли» своё темнокожее происхождение и далее! В общем, это был как раз тот случай, про который говорят «шила в мешке не утаишь».
Сошлось многое: вовремя подвернувшийся проныра-журналист, и злобное шипение соседей поместья Джефферсона, и не менее злобное и завистливое шипение остальной части рабов, которые видели привилегированное положение отпрысков Салли. А экс-президент высокомерно до объяснений не снисходил, считая роящиеся слухи несущественными. А также то, что место в истории как Соединённых Штатов, так и человечества для него зарезервировано. Вполне справедливо, впрочем, считая.
Отрицание очевидного
Во второй половине 50-х годов XIX века, уже после Гражданской, один из сыновей миссис Марты Джефферсон (из несомненно белой ветви этого семейства) озаботился чистотой имени предка и вбросил в тогдашнее медиапространство версию, что глупо отрицать наличие «белых негров», но дети Салли были вовсе не от дедушки, а от его племянника, наезжавшего в поместье Джефферсонов с завидной периодичностью. И этот вариант истории семьи стал каноническим более чем на столетие. Пока в прессу не стали, начиная с 1953 года, проникать бесспорные свидетельства сожительства «отца-основателя» с «цветной» женщиной… притом кровной сестрой его законной жены.
И тут консервативная часть американского общества взорвалась «священным» негодованием:
Как?! У иконы американской демократии была «связь»? Да ещё вне брака!? Да ещё с рабыней?! У него был целый выводок незаконнорождённых, и как они смеют носить фамилию Джеферсон?! В общем, используя современный мем, «вывсёврёти!». Их не убеждала даже многократно проведённая экспертиза ДНК, взятая в 90-х годах у ныне живых добровольцев, чья родословная на 100% восходит к временам жизни семейства Джефферсонов на Юге. То есть когда отец-основатель и государства, и многочисленного семейства в обеих его линиях был ещё жив. Аргументация «против» была из той же категории, как у противников преподавания теории Дарвина в американских школах – из новейшей истории США мы ведь знаем, что в некоторых штатах запрет преподавать её сработал. Но в любом случае для белых патриотов это был буквально плевок в душу!
Сегодня в родовой усадьбе Монтичелло функционирует музей Джефферсона. И в нём законное место занимает комната Салли, с экспозицией быта и нравов рабской части обитателей поместья того времени. Притом как «простых», трудящихся на плантациях хлопка или в мануфактурах, так и «привилегированных». Тех самых. С «белыми» генами.
Салли Хемингс повезло: прародительница «цветной» ветви семейства Джефферсонов умерла почтенной дамой, успевшей понянчить внуков в доме своих свободных сыновей. А не закончила свои дни, проданная неизвестно кому, на полу грязной хижины. Потому что чаще бывало именно такое...