Сергей Балакин
Галатапорт - это новая визитная карточка Стамбула. Такое название получили полностью реконструированные кварталы портового района Каракёй, протянувшиеся на 1,2 км вдоль причальной линии. От центра Галатапорта до главного ориентира – Галатской башни – примерно 500 метров:
Строительство Галатапорта завершилось в 2021 году. Это совершенно новый проект, созданный в духе всех современных тенденций урбанистики. Здесь и уникальный подземный круизный терминал, и многочисленные магазины, бутики и кафе. А также смотровые площадки, благоустроенная набережная, культурные и развлекательные объекты… Теперь это ещё одна достопримечательность Стамбула, но не историческая, а современная.
Я побывал здесь впервые в мае этого года. Именно отсюда уходила в круиз наша «MSC Splendida». Вот она стоит у причала:
А ведь ещё недавно территория нынешнего Галатапорта представляла собой промзону с унылыми складскими помещениями, пакгаузами и прочей портовой инфраструктурой. Большая часть района была закрыта для горожан и туристов, а пассажиры швартовавшихся здесь круизных лайнеров выбирались в город по узким коридорам меж промышленных зданий, контейнеров и погрузо-разгрузочной техники.
Так, например, выглядела территория нынешнего Галатапорта в 2006 году:
Обратите внимание на портовые склады – они хорошо видны слева и справа от стоящего у причала лайнера «Minerva II».
А это лайнер «Grand Princess», тоже 2006 г. Рядом с его стоянкой – кран, поднятые на стенку катера и груда металлолома:
Ну, а сейчас бывший портовый район с верхней палубы круизного лайнера выглядит совсем иначе:
Абсолютное большинство зданий Галатапорта – новые, но есть и отреставрированные старые. Например, архитектурный памятник 1911 года – бывшая таможня, а позже отделение сортировки посылок Paket Postanesi – превращено в «Галерею моды». Всего же на территории квартала насчитывается около 250 магазинов и ресторанов, причём на вывесках можно встретить названия почти всех мировых брендов.
Вот схема Галатапорта из официального буклета:
Центральная часть Галатапорта крупнее (скриншот из видеоролика от turk.expert/istanbul/galataport):
Главная «изюминка» Галатапорта – это, конечно же, уникальный круизный терминал. Уникальность его том, что он полностью находится под землёй. Терминал спроектирован таким образом, чтобы обеспечить максимально комфортную посадку и высадку пассажиров, быстрое оформление круизных документов, прохождение паспортного и таможенного контроля. Расчётная пропускная способность терминала – 15 тыс. человек в день. На основе личного опыта подтверждаю: всё организовано отлично, посадка на лайнер проходит легко и быстро.
Подземная инфраструктура занимает 4 этажа, где на разных уровнях находятся все необходимые службы, залы ожидания, багажное отделение, стоянки автобусов и такси. Считается, что создатели столь неординарного архитектурного решения вдохновились эстетикой знаменитых исторических памятников Стамбула-Константинополя – подземных цистерн Базилика и Феодосия.
На этой схеме-скриншоте показано расположение подземных этажей круизного терминала:
Минус первый этаж терминала - зал турникетов для свободного прохода, зал паспортного контроля, зона Duty free и пандусы, ведущие на причал:
Галатапорт рассчитан на швартовку трёх круизных лайнеров одновременно. Причальная линия оборудована мощными кранцами и специальными амортизаторами – никаких подвешенных автомобильных покрышек и прочего «эрзаца», нередко встречающегося на пристанях в том же Стамбуле.
Когда круизных судов нет, причал превращается в набережную-променад, с которой открывается великолепный вид на Босфор и азиатский берег. Набережная открыта для всех желающих. Обратите внимание на панели с круглыми стеклянными «окошками» под ногами. Это специальные экраны, которые перед швартовкой лайнера поднимаются и образуют закрытую от посетителей зону. А «окошки» - это светильники, которые зажигаются в тёмное время суток:
А так выглядит причал с борта лайнера. Хорошо видна закрытая зона, огороженная поднятыми экранами:
Всего на причале 176 таких экранов; их высота 3 метра.
В хорошую погоду на набережной Галатапорта многолюдно – здесь любят гулять и местные жители, и гости Стамбула:
Интересно, что на крышах многих (чуть ли не всех) новых зданий Галатапорта есть «висячие сады» с расположенными там ресторанами, зонами отдыха и смотровыми площадками:
Один из самых популярных культурных объектов Галатапорта - музей современного искусства Istanbul Modern:
Обратите внимание - очень много людей, уткнувшихся в смартфоны. Что неудивительно: на всей территории порта бесплатный Wi-Fi.
Одна из скульптур музея Istanbul Modern:
Ещё одна достопримечательность на территории Галатапорта - мечеть Нусретие в стиле барокко. Она была построена в 1826 году известным зодчим армянского происхождения Крикором Бальяном по приказу султана Махмуда II в честь его победы над взбунтовавшимися янычарами. Архитектурные особенности мечети - позолоченные фигурные шпили по периметру купола и необычные витражи, обеспечивающие эффектную игру света внутри здания.
Рядом с мечетью находится ещё один архитектурный памятник – башня Санджак, она же Часовая башня Топхане:
Каменная башня высотой 15 метров в стиле неоклассицизма была возведена по приказу султана Абдул-Меджида в 1848 году. Её автор – архитектор Карапет Амира Бальян, сын Крикора Бальяна. Поскольку изображать людей по законам ислама запрещалось, башня играла роль монумента султану - на стене, обращённой к морю, был установлен щит с его каллиграфическим автографом (тугрой). Первоначально башня называлась Флажной (флаг на ней развевается и сейчас), но после монтажа часов на её верхнем ярусе она стала именоваться Часовой. (Правда, часы на снимке не видны, они на другой стороне башни).
По соседству с мечетью Нусретие и Часовой башней есть ещё несколько интересных объектов – мечеть Килич Али Паша, фонтан Топхане, павильон Топхане-и Амире. А напротив одного из входов на территорию Галатапорта в историческом здании находится полицейское управление района Каракёй. Вот с такими украшениями в стиле «османского барокко» на фасаде:
А так выглядит Галатапорт вечером. Его набережная особенно живописна, когда зажигаются огни:
Ещё больше вечерних и ночных видов Стамбула будет в следующей публикации. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.
А предыдущая статья о средиземноморском круизе на лайнере «MSC Splendida» здесь.
Все фото сделаны автором в мае 2023 г.