Старшему сержанту Чалкову тогда было 22 года. Молодой командир возглавил одну из трех групп истребителей танков 16-го артиллерийского полка, получившего приказ оборонять Москву на одном из главных направлений — Волоколамском шоссе.
... С рассветом шум моторов известил о приближении стальной громады. Не снижая скорости, экипаж головного танка рвался вперед в полной уверенности, что беспрепятственно проутюжит наши окопы. Наверное, в эти минуты фрицы мечтали о близкой победе, наградах и награбленном добре.
Привстав на левое колено, Чалков бросил гранату, за ней — бутылку с горючей смесью. Танк вздрогнул, остановился и запылал.
— А дальше сражение приняло ожесточенный характер, — вспоминает Филипп Данилович. — Надрывающий рев моторов, лязг гусениц, стрельба слились в один общий гул.
Шла борьба человека с бронированным чудовищем. И советские солдаты победили, подбив шесть вражеских танков. Остальные повернули назад.
Не менее жаркие сражения начались у реки Друть. Укрепив ее западный берег, фашисты упорно сопротивлялись, не давая ходу нашим подразделениям. Взводу Чалкова было приказано выдвинуться в боевые порядки пехоты, обеспечить ее прикрытие при форсировании реки. Захватив плацдарм, артиллеристы в течение трех дней вели огонь прямой наводкой по контратакующему врагу.
Иногда у орудий оставалось по одному человеку, остальное дрались в рукопашной. Не раз Малкову приходилось брать автомат и в упор расстреливать наседавших фашистов. В это время один из осколков разорвавшейся рядом мины прошил смелому командиру руку, другой попал в грудь...
Залечил раны — и снова в бой. В составе 327-го артиллерийского полка освобождал Бобруйск, Минск, Барановичи, Брест. Теперь взвод Чалкова был придан стрелковой роте 1086-го полка. В одном из сражений на польской земле выбыл из строя весь командный состав роты. Чалков взял на себя командование ротой, которая штурмом овладела населенным пунктом, пленив шесть десятков немецких солдат и офицеров.
Однажды Чалков, находясь на наблюдательном пункте, корректировал огонь батареи. Вместе с семнадцатью солдатами он был окружен гитлеровцами и прижат к Балтийскому морю. Пять дней и ночей горстка советских воинов отбивала атаки противника. Плотность артиллерийского и минометного огня была так велика, что от густого леса остались одни обгорелые пеньки. И все же артиллеристы дали достойный отпор врагу. С помощью подоспевшего подкрепления они не только вырвались из окружения, но и взяли в плен более 70 фашистов.
Под Гданьском для Чалкова был последний бой. Он получил тяжелую контузию и попал в госпиталь. Родина высоко оценила заслуги Филиппа Даниловича, наградив его орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени и Александра Невского.
Сейчас ветеран войны, несмотря на пенсионный возраст, остается в трудовом строю, ведет большую военно-патриотическую работу среди молодежи.
А. ПЛЕСОВСКИХ, капитан в отставке (1985)