Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Психолог по вызову

Или как иногда помогающих практиков пытаются превратить в обслуживающий персонал.

Безусловно, мы, психологи, как и представители большинства других профессий, объединены сферой услуг. Это факт. Но становимся ли мы от этого обслуживающим персоналом? Точно нет.

К написанию этой статьи меня навели размышления о том: должен ли психолог подстраиваться графиком под всех клиентов в ущерб себе. Отвечая на этот вопрос я бы сказала, что и да, и нет одновременно.

График психолога, как бы удивительно (особенно для клиентов) не звучало состоит не только из консультаций. Это - важная часть нашей работы, но она - только часть.

В рабочие часы психолога входит: посещение интервизий, супервизий (когда это формат групповой, то часа два минимум), и прохождение учебных семинаров для повышения квалификации, и работа с профессиональной литературой. Это на мой взгляд, прям минимум. Ещё в зависимости от маркетинговой стратегии развития сюда же отнесем работу над продвижением (напр., в социальных сетях, куда точно стоит уделять не 15 минут. Даже написание на этом портале статей тоже требует времени, что по сути тоже можно отнести к рабочему процессу.

На самой вершине у нас цель - помочь клиенту сделать его жизнь качественно лучше. И задач нужно выполнить немало на всех этапах, чтобы эту цель эффективно достичь.

Итак, вернемся к графику. У меня рабочий день делится на две составляющих: более жесткая и гибкая. В гибкой части не вижу ничего страшного пойти клиенту на встречу и провести внеочередной сеанс или в целом сдвинуть встречу (соблюдая правило 24 часов). В условно жесткой части уже находятся не только мои интересы, но и интересы коллег, других клиентов. И эту часть я буду готова подвинуть лишь в паре процентов случаев.

Поэтому, если клиент пишет в 23:00, что ему нужна сессия завтра утром, то это не будет значить, что она 100% состоится. Будет окошко - хорошо, нет - тогда в ближайший приемный час.

За все время практики мне встречаются вежливые клиенты, которым я даже сама говорю «беспокойте меня в критичных ситуациях», но они этим правом не пользуются. Пока не было клиентов с позицией «вы мне тут должны, подстройтесь под меня», но допускаю, что такие люди бывают, так как всё, что клиент демонстрирует с психологом - всё он делает и в жизни.

Тогда вопрос: как вести себя с такими людьми? Подстраиваться или отказывать?

И здесь уже мы переходим на тонкую грань личных границ. Почти все клиенты сознательно, а чаще нет, проверяют в начале сотрудничества эти границы. Ведь, от устойчивости терапевта будет зависеть и результаты терапии. Если психолог любит качаться на эмоциональных качелях, то как он поможет своему клиенту? Ну если только вместе на них покачаться.

Мне близка позиция, что есть приемные часы. Не подходят, неудобно — можно найти любого другого специалиста. А вопрос сеттинга по-хорошему обговаривается на первой встрече. То есть не должно быть такого, что психолог, случайно взявший клиента в субботу, но не работающий по выходным, не сообщит об этом клиенту…

Так вот, требование клиента подстроиться под него - я считаю нарушением тех самых личных границ.

Поэтому, считаю очень важным (особенно для начинающих психологов, у которых еще не стоит очередь из клиентов) четко для себя определить часы, в которые вы готовы принимать клиентов! И принимать даже 1-2 человек именно в это время и не делать в ущерб себе, подстраиваясь под каждого. Потому что когда это - два человека, подстроиться может и не так сложно, а вот когда их 10, а те двое уже привыкли?!

Так что, свои границы нужно отстраивать сразу. Не готовы работать по воскресеньям - не набирайте клиентов на этот день (даже первых), потому что это нежелание потом может вытечь в раздражение на клиентов! Будьте внимательны и осторожны.

Второй момент, как быть, если клиент - молодая мама, у которой малыш с подвижным графиком, нет помощи. Тут бы точно надо подстроиться. И да, и нет. Нет — потому, что это будет история с подвешенным состоянием, что в конечном счете негативно отразится на эффективности терапии. Скорее я бы предложила выбрать время более удобное для сессий (даже если ребенок будет рядом) и в крайнем случае, передвинуть при наличии такой возможности у психолога.

Сама часто работаю с такой категорией клиентов и с пониманием отношусь, если переносится встреча из-за того, что ночью, например, поднялась у ребенка температура. Кстати, в таких случаях я не прибегаю к правилу 24 часов для отмены/переноса сессии. Но если эта история становится регулярной у клиента (с отменами, переносами), то этот вопрос обязательно нужно поднять в терапии!

Честно, само словосочетание «обслуживающий персонал» в любой сфере мне очень режет слух. Может это уже проф. деформация, но лично я за каждым человеком вижу Личность. Безусловно, могут быть разные жизненные обстоятельства, места работы и прочее. И это ни в коей мере не дает право некого возвеличивания... Скорее, уместно говорить в таком случае о включение схемы "Привилегированности" (схема-терапия). Есть одно = люди, которые помогают нам всем жить в едином сообществе.

Коллеги, просто посетители сайта, поделитесь, какое ваше мнение на этот счет?

Автор: Екатерина Трухачёва
Психолог, Нейрокоуч КПТ ДПДГ-EMDR

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru