Близится школа, а это большое испытание для каждого ребёнка и его родителей 👩🏫
Как правило, о подготовке к новому этапу все вспоминают за год (в лучшем случае), а то и за пару месяцев😅
Подготовить будущего школьника не так уж сложно, если нет нарушений интеллектуального плана и эмоционально-волевых процессов. Если с первой частью все понятно, то вот со второй все гораздо сложнее...
Недаром в приёмной комиссии сидит психолог, который помимо умения читать и счатать смотрит психологические параметры готовности к обучению.
Детей, у которых есть логопедические проблемы, я советую отдавать в школу позже. Это связано с необходимостью завершить все этапы коррекции, сформировать хорошую основу для усвоения школьной программы.
А вот что мешает вовремя пойти учиться другим детям??? 😮
Одной из наиболее распространённых причин становится снижение эмоционально-волевых процессов ребёнка.
🔸он бросает дело, столкнувшись с первыми трудностями
🔸не может удержать внимание на "скучных" вещах вроде книги, познавательного фильма или рассказах взрослого
🔸не хочет играть в сложные игры, и речь не только о настольных "развивашках"...это могут быть сюжетные игры, в которых ребёнок отыгрывает какую-то роль (учителя, врача, парикмахера, строителя).
🔸у ребёнка отсутствуют навыки самообслуживания: не может сам одеться, собрать игрушки на места, поесть, умыться
🔸отсутствует навык планирования: ребёнок не обдумывает что сделать сначала, что потом, что ему для этого понадобиться.
Пример:
Ребёнок собирается на прогулку. Он обулся, вспомнил, что не одел штаны и старательно суёт ногу в ботинке в штанину. Идёт через всю комнату ОБУТЫЙ за игрушкой... И это описание можно продолжать бесконечно🙈
Знакомо???
Всему этому сопутствует
👻 плохое поведение, слова "не хочу" , "не буду"
👨🍼игры в "маленького", где можно плакать и проситься на ручки, сидеть у папы на шее в пять лет, или играть только в принцесс и единорогов, не желая слышать о чем-то посложнее.
Родители аргументируют такое поводение тем, что это ребёнок. Продолжают выполнять за него элементарные бытовые действия (это всегда проще, чем научить выполнять действие самостоятельно), даже поощряют подобное поведение, ведь им так хочется иметь дома МАЛЫША.
В итоге мы получаем инфантильных детей со школьной неуспеваемостью, трудным переходным возрастом и дальнейшей несостоятельностью в жизни🙆♀
Что с этим всем добром делать?
1⃣ Признаться себе, что что-то пошло не так 😅
Чаще всего мамам очень сложно отпустить малыша в Большой и Опасный мир😱 Желание опекать и заботиться идёт наперекор здравому смыслу. И чтобы "Ничего не случилось" надо во всем помочь своему крохе, от всего его оградить.
Отсюда отсутствие требований, домашних обязанностей у ребёнка.
Вы упускаете момент, когда он ХОЧЕТ быть полезным и что-то делать САМ. Потом это привить крайне сложно.
Скрытой выгодой здесь может являтся краткосрочный эффект скорости и качества выполнения дел: мама быстрее зашнурует ботинок, лучше вытрет пыль.
Помните, это не про воспитание, а про некоторое удобство.
Еще есть некий страх, что ребенок станет СЛИШКОМ самостоятельный и разлюбит родителей😪 Хочу Вас обрадовать, ведь это вовсе не так!
Если Вы испытали нечто подобное, рекомендую обращаться к психологу для проработки личных страхов и границ.
2⃣ Составляем для себя Топ-50 важных навыков, которым посвящаем время с ребёнком.
Лучше всего примерно в равных пропорциях брать задачи из разных категорий:
🔻Крупная моторика
🔻Мелкая моторика
🔻Бытовые навыки (они самые важные!)
🔻Развивающие игры
🔻Медитативные игры (особенно на период адаптации к саду, школе, при "скачках роста")
🔻Творчество
Отмечайте для себя, что ребенок делает сам, что делает с Вашей помощью, а до чего ещё не дорос. Это поможет определить "зону ближайшего развития", т. е. те вещи, с которыми ребёнок сможет справиться в ближайшем будущем.
❗️Важно ❗️ Не критикуйте ребёнка за неудачи и не ждите идеального выполнения. Вы в своё время совершили тысячу проб и ошибок, перед тем как идеально мыть полы, завязывать шнурки и прочее😄
Ваша задача подсказать, направить и Обязательно дать время!!! Не бросайтесь при первой же неудаче все делать за ребёнка (этим же грешат специалисты). Иначе непременно создастся иллюзия, что ребенок уже это умеет. Родитель свято верит, что ребенок ленится (ведь он же делал это раньше), и предъявляет завышенные требования в дальнейшем.
P. S.: при завышенных требованиях ребёнок уходит в протест🙊 Вытащить его из этого состояния довольно трудно😬
3⃣ Вспомнить, что не только вокруг ребёнка крутится этот мир 👽
Конечно, необходимо удовлетворять базовые потребности ребёнка (режим дня, правильное питание, уход и забота, любовь в конце концов!!! )
Но
Мамы в декрете забывают, что была жизнь ДО
Меняются отношения с супругом, размываются личные границы (где Я, что Я люблю, чего Я хочу) и наступает эмоциональное выгорание...
Ребёнок в этот период наблюдает не лучшую картину. Он, как правило, угнетен, не знает чего ждать от Вас, ведь такие кризисы часто сопровождаются перепадами настроения.
Когда у мамы есть силы заниматься ребёнком, прогресс не заставляет себя ждать🌸
4⃣ Самим интересоваться тем, что хотите привить ребёнку.
Хотите, чтобы он читал - читайте сами. Смотрите интересные передачи всей семьёй, ведь дети больше всего на свете хотят быть нужными, значимыми, делать то, что делают их родители!
Если каждый член семьи в своём смартфоне, ребёнок уйдёт туда же 🤷♀
Только помните, увлечения должны быть искренними. Дети здорово считывают живые эмоции. Вам должно быть приятно от того, что вы делаете совместно. Не любите готовить, тогда не надо делать "праздничный пирог", снимая это на видео... Ребёнок быстро найдёт подвох и усвоит не тот урок, который вы хотели бы преподнести.
5⃣ Если в семье несколько детей и ребёнок чувствует, что больше внимания достаётся младшему, он будет хотеть занять его место.
В семьях, где несколько детей, сложнее всего первенцу. К нему и требования выше и внимания столько не перепадает. Оно, скорее, выделяется по остаточному принципу (он же большой, в состоянии справится с такими пустяками).
У младших братьев и сестёр не было опыта только "своего" родителя. Они шустрее, наоборот хотят быть взросле, чем есть.
Оставляйте за ребёнком право иметь "своего" родителя хотя-бы 15 минут в день. Не играть в Совместные семейные игры, а сделать так, чтобы было "как раньше".
Даже если ребёнок просил себе братика или сестричку, он понятия не имел, что мир Так изменится. Это крайне болезненно и нередко именно этими переживаниями дети делятся со мной 🦋
Подготовка к школе идёт не за пару месяцев, и даже не за год... Готовность к школе - это опыт ребёнка, накопленный за всю жизнь! 🎒
#ВажноЗнать
#ОбучениеВоспитание
#оДетях