В предыдущей дискуссии мы разобрались что наши эмоции, играют определяющую роль для нашей личности и всей нашей жизни. Эмоции - это и есть мы - разные - веселые, грустные, счастливые или депрессивные. То что нам приносит радость и счастье - дает нам удовлетворение - и есть фактически смысл нашей жизни, что бы мы о себе ни думали и ни говорили. Для здорового человека - это всегда труд и любовь, и с этим тезисом согласились бы большинство психологов включая Фрейда, Франкла, Фромма. В противоположность этому то, что не приносит нам положительных эмоций, и то и вовсе раздражает нас мы стремимся не делать. Мы бежим от этого, зачастую вопреки самому серьезному давлению. Если такие явления - семейные обязанности, родительство, повинность перед государством - нас считают легкомысленными, эгоистичными. Желание и стремление совершать что-то общественно-порицаемое и вовсе делает из нас подлецов и злодеев (хотя не все общественно-порицаемое является злом). Желание же изменить общий порядок вещей, который кажется угнетающим, несправедливым, не правильным рождает пассионарность в человеке.
Как понять, какие из наших эмоции справедливы по отношению к тем или иным явлениям, а какие - нет? Проще говоря, когда наш эмоциональный интеллект может сделать из нас злодея, а когда - праведника? Этот вопрос эквивалентен вопросу о том, что есть истина с позиции этики, поэтому для дальнейшего рассуждения нам придется обратиться к этической системе.
Существует множество этических систем. Добро и зло, моральность и аморальность. Даже законность и не законность можно считать этическими категориями. Тем не менее, они эти категории составляют три разных категориальных уровня, которые могут в некоторых случаях вообще не согласовываться друг с другом. То что законно - не всегда добрО, то что морально - не всегда законно. Здесь так же стоит вспомнить одно европейское государство XX века, которое считало законным уничтожение людей определенной этнической принадлежности. Менее же чудовищные примеры противоречия категории закона и категории добра можно встретить в США XIX и начала XX веков. В любом случае законность, как правило, отражает общественную мораль и/или формирует ее. Здесь не стоит забывает что человеческая мысль меняется, развивается, совершенствуется, ошибается (и человечество совершает из-за этих ошибок чудовищные преступления и расплачивается за них кровью). Вместе с мыслью меняется и мораль. Не меняется пока лишь то обстоятельство, что мораль остается не выводима из каких-либо научных данных. Поэтому для нашего рассмотрения теоретически можно было бы выбрать любую этическую систему и с точки зрения нее проанализировать наш эмоциональный ответ на те или иные явления.
Я бы хотел остановится на христианской этической системе, конкретнее - представлении и "семи смертных грехах" , поскольку с одной стороны она является достаточно известной, по сравнению с другими этическими системами, а с другой стороны она не противоречит представлению о том что смысл жизнь человека - его творческая самореализация. развитие и самосовершенствование (что обсуждалось ранее). Обратимся к семи качествам человеческой личности, которые именуются в христианстве "семью смертными грехами":
гордыня, жадность, гнев, зависть, блуд, чревоугодие и уныние
Человек, совершающий соответствующие поступки, и не раскаивающийся в них, считающий такие действия нормой, не противостоящий внутренне этим страстям, в христианской традиции считается грешником, который не попадает в рай. Но можно ли как-то обосновать что перечисленные качества являются действительно негативными, тем более что половина из них - не несут социально негативных последствий? Рассмотрим данные качества в обратном порядке, соотнося с тем, что смысл жизни человека - самореализация, как указывалось выше:
1. Уныние. Уныние можно понимать как нытье, постоянную депрессию, неверие в собственные силы. Помимо того что унывающий человек совсем не воодушевляет окружающих, он становится как бы обездвиженным, безэнергичным, не способным что-то делать и что-то менять в своей жизни. Бывает, конечно, разная степень уныния, показное уныние, манипулятивное, и самое тяжкое - деятельное. Но, в любом случае, никакое уныние не способствует саморазвитию и самореализации, хотя бы потому что отнимает время.
2. Чревоугодие. К чревоугодию часто относят обжорство и алкоголизм. В средние века считалось что обжорство и излишнее потребление пищевых изысков несет негативные социальные последствия, поскольку обжора своими действиями отнимает хлеб у голодных. В наше время доступности дешевых пищевых продуктов на любой вкус едва ли это так, зато нам хорошо известны медицинские последствия чрезмерных пищевых пристрастий - заболевания ЖКТ, ожирение (которое способствует развитию массы других заболеваний), эстетические проблемы. Очевидно что трата времени и сил на преодоление последствий вредных пищевых привычек никак не поможет саморазвитию.
3. Блуд. Блуд, прелюбодеяние, половая страсть занимали особое место в средневековой критике человеческих недостатков, хотя не считались такими же тяжким, как, например, гордыня. В наши дни развитие средств контрацепции и средств определения родства по ДНК позволяют преодолеть самые негативные последствия половой несдержанности, а распространение свободных нравов сильно смягчает отношение к этому явлению. Тем не менее некоторые психологи считают сексоголизм отклонением от нормы, а блуд все еще тянет за собой целый пласт моральных представлений прошлого. Особенно, если речь идет о традиционных обществах и родоплеменных сообществах, где до сих пор можно встретить телесные наказания и даже казни за действия, связанные с супружеской неверностью или добрачными отношениям. Оборотная сторона блуда - ревность - которая связана с жаждой обладания прелюбодействующим партнером как вещью. В мире где нет ревности - измена партнеру не может считаться пороком кем либо, кроме самого изменившего. Между тем, не стоит забывать, что современные технические средства не дают стопроцентного предохранения от нежелательных последствий близких связей, а распаляться на разных женщин (мужчин) для мужчины (женщины) вместо того, чтобы лучше сконцентрироваться на одном человеке - сомнительная затея с точки зрения любви - главной творческой самореализации нашей души.
4. Зависть. На первый взгляд завидовать совсем безобидно если это не выливается в конкретные действия, а в некоторых случая даже мотивирует к собственному развитию. Но мы забываем что у каждого свой путь в этом мире, каждый самореализуется по-разному и в разном. Конечно когда у одного возможностей для такой самореализации больше, а у другого их мало или нет совсем - это вызывает некоторые негативные чувства сродни зависти. Но с моей точки зрения такие чувства можно и нужно относить к возмущению несправедливостью мира, с которой нужно бороться. А вот страстно жаждать материального, принадлежащего другому человеку особо смысла не имеет - нужно искать способы улучшения собственной жизни и приобретения необходимого для собственного развития. К чему жаждать многоэтажный дворец, завидуя "сильному мира сего", гораздо продуктивнее мечтать о собственной мастерской. В целом зависть, пожалуй, один из самых сомнительных "грехов", если конечно она не приводит к социальным последствиям, таким как, воровство, коррупция, мошенничество и мародерство.
5. Гнев.
Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое правое дело. Все превращается в прах — и люди, и системы. Но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело. И благодаря ему, зло на Земле не имеет конца.
философ Г.С. Померанц.
Гнев как пожар. Строит вспыхнуть одной искре - сломанный ноготь, плохая погода, строгий начальник, не сданный зачет, хам на дороге, отказавший невовремя бытовой прибор - и вот уже огненная буря ярости подобно взрывной волне сметает и дорожного хама, и начальника, и несчастный сломавшийся бытовой предмет (ох уж этот наш менталитет бить неработающую технику) и всех окружающих и самого субъекта злости. Гнев может быть направлен как внутрь человека и связан с унынием, и тогда он приводит к непосредственному саморазрушению, так и вокруг, иногда на объекты, даже совершенно не причастные к причине гнева. Гнев бывает связан с зависть, ненавистью. В особо тяжелых, и увы, частных случаях он воплощается в физическом насилии. К этому относится важный вопрос о различиях между "добром" и "злом". Чем менее субъект ограничивает себя в средствах достижения цели (главным образом в гневе и его воплощении - насилии), тем сильнее он приближается к абсолютному, предельному, метафизическому злу. Настоящее зло всегда "без тормозов". С другой стороны если кто-либо вступая в конфликт нарекает себя "добром", он всегда должен себя максимально ограничивать в насилии, в идеале обходясь и вовсе без него. Очевидно что в противном случае грань между добром и злом начинает пропадать, поскольку трудно себе представить цель, даже сколько угодно благую, но оправдывающую самые чудовищные средства. Тем не менее, по моему мнению, гнев может быть строго утилитарным средством самообороны ограниченной применимости: в словесных баталиях он допустим в ограниченном виде для отстаивания своих прав и свобод, в физических - для остановки насилия со стороны агрессора. При чем во всех случаях субъект гнева должен сохранять рациональность и помнить каждую секунду что его действия направлены исключительно на то, чтобы не дать оппоненту навязать ему свою злую волю. В результате такой баталии противник должен быть обезврежен, с минимальным физическим уроном для него - в идеале - остаться невредимым. Любая другая функция гнева в жизни человека - очевидно строго деструктивна. В целом же, тема использования гнева и ненависти для самозащиты и примыкающая к ней вопрос о моральности насилия - требуют, безусловно, отдельного рассмотрения.
6. Жадность. Алчность, скупость, корысть. Главная духовная скрепа капитализма и главный аргумент общества потребления. Алчность - двигатель развития производительных сил. Капиталист хочет больше прибыли - он снижает издержки, увеличивает объемы, совершенствует технологию чтобы у него больше покупали. Так думали, я полагаю, веке в XIXом. Алчность - двигатель рыночной экономики. Потребитель - стремится к разнообразию - поэтому давайте наклепаем побольше мало отличающегося друг от друга хлама, наклеим на него разные лейблы и выкинем на прилавок. (И пусть хлам регулярно ломается.) К такой мысли пришли в XXом веке. Одним хватает денег забить квартиру дешевыми тряпками и ломающейся электроникой, другие же собирают себе целые личные автосалоны и многоквартирные дома, а на годовые или даже месячные доходы и гонорары могут позволить себе небольшой городок в крупной стране вместе с его жителями. Помимо того что алчность имеет катастрофические социальные последствия - социальная несправедливость и нищета, воровство, коррупция - она поглощает человека, превращая его в раба вещей, денег и способа их заработка. Вместо того, чтобы думать о развитии, о созидании, как личностном, так и общественном, алчный человек занят наращивание капитализации. Что касается алчных рядовых обывателей, то судьба часто наказывает их утратой накопленных ресурсов, что приводит к психологической катастрофе. Чтобы этого избежать, следует быть алчущим того, что трудно или нельзя потерять - ярких эмоций, знаний и идей, инструментов для творчества, самосовершенствования.
7. Последнее качество которое мы рассмотрим - гордыня.
Определенно, тщеславие – мой самый любимый из грехов. Он так фундаментален, самолюбие – это естественный наркотик.
Джон Милтон, «Адвокат дьявола»
Гордыня - самолюбие, крайний эгоизм, утверждение собственных желаний и капризов выше потребностей и благополучия других, утверждение собственной уникальности. Сюда же я бы и отнес непогрешимую веру в собственную правоту во всех вопросах. Гордыня - мать всех грехов, через гордыню дьявол превратился в дьявола. Позволю себе далее поделиться личной зарисовкой. Однажды тебе кажется что ты стал "успешным парнем" и поэтому ты имеешь право ставить свои желания на первое место. Казалось бы - что плохого в том, чтобы подчеркивать важность того что ты хочешь - это позволяет защитить свою свободу, не дать другим манипулировать, использовать тебя в своих целях. Но по мере того, как ты играешь роль успешного, крутого, важного, ты не замечаешь как перестаешь ценить все остальное в своей жизни: дело - которому служил, ведь оно недостаточно серьезное для тебя и вообще все не так как надо, друзей - ведь они недостаточно умные и влиятельные, девушку - ведь она недостаточно красивая и молодая. А ты достоин лучше, еще лучше. Любовь, труд, творчество, служение - превращается в самолюбование, в наслаждение собой в соответствующей роли. В какой-то момент вся твоя жизнь становится подчинена одной цели - служить образу "успешного парня". В таких условиях не возможно ни концентрироваться, ни отдаваться по настоящему какой-либо деятельности, понять кого-либо и посочувствовать кому-либо. Гордыня часто приводит к непониманию, отчуждению, тупику и краху. О скалу гордыни разбивается корабль любого достойного дела, каким бы курсом он не шел. В конечном итоге гордыня может погубить и самого субъекта. Единственный способ спастись от нее - это сохранять скромность и ни в коем случае не смаковать вожделение от собственной эффективности, всегда сохранять скептицизм по поводу себя, стремиться постоянно думать о деле, о технологии, о том, как лучше выполнить задачу, а не о том, какой ты молодец, что прошел предыдущий этап.
Понятно, что рассмотренная модель человеческих пороков достаточно абстрактна и не полна. К сожалению, что-то более объективное и вместе с тем широкоизвестное и современное мне не знакомо (если у вас есть какие-то предложения на этот счет, уважаемые читатели, буду рад ознакомиться с ними в комментариях). Некоторые трактовки так же содержат лень, но с моей точки зрения лень это более условное качество, чем вышеперечисленные. Нам свойственно называть человека ленивым часто из-за того, что он не занимается тем, чего хотим от него мы. Вместе с тем человек как-правило всегда чем-то хочет заниматься, пусть даже это и элементарное потребление информации или размышления. Чистой обломовщины, как квинтэссенции бездействия, не существует. Так же данная этическая система не включает понятия "трусость", как нерешительность в выполнении запланированного или не способность на решительные действия в той ситуации когда они необходимы. Вполне возможно что это качество стоит отнести к унынию. Жажда власти, которую я бы так же относил к больным страстям связана с гордыней, а о насилии было уже сказано выше.
Теперь мы разобрались, что семь человеческих недостатков, именуемых в христианстве "смертными грехами" это то, что может мешать полноценно жить, развиваться и самореализовываться каждому из нас. И очевидно что нет никаких разумных материальных оснований, чтобы отдаваться вышеперечисленным страстям. Более того, мы сами часто ищем логические обоснования для своих слабостей: "я просто требую к себе уважения", "у него очень тяжелая жизнь", "эти финансы необходимы нам для жизни", "нужно готовиться к худшему, пусть хорошее будет приятной неожиданностью". Очевидно что только эмоции подталкивают нас быть несдержанными в еде, заниматься безумным накопительством, неистово менять половых партнеров. Гнев, уныние, зависть и гордыня являются чисто эмоциональными категориями. Предположу что "семь смертных грехов" - это характеристики "иррационального я" человека. На практике каждое из этих качеств (как и в случае с талантами) проявляется в разной степени у разных людей. Вероятно все гуманистические этические системы и религии спасения изначально задумывались таким образом, чтобы их последователи противостояли эти негативным качествам внутри себя.
Для того, чтобы окончательно прорисовать модель "иррационального я" в заключении хотелось бы обратиться к категориям добра и зла. Известно, что Стэнфордский тюремный эксперимент показал что даже на первый взгляд добропорядочные люди способны на жестокость и насилие если получают неограниченную власть и моральную индульгенцию своим действиям. Исторической науке известны жестокие фанатики, которые под свои расправы над людьми подводили идеологические теории, а криминалистике - маняьки-потрошители, которых и вовсе считают психически не здоровыми, невольно уходя таким образом от серьезного обсуждения проблемы. С опорой на эти факты можно сделать вывод, что не бывает чисто "злых" и чисто "добрых" людей. Добро и зло перемешано в человеке, хотя и проявляется по-разному и в разной степени. Если считать это не просто этическими категориями, а некими метафизическими свойствами, то эти свойства - относятся к нашему "иррациональному я". Внутри нашего "иррационального я" как бы живут демоны (здесь и далее для того чтобы лучше выразить заключительную мысль я бы хотел больше обратиться к религиозно-образному языку). Эти демоны подталкивают людей на те или иные действия, а иногда и вовсе прорываются в реальность как бы получая под контроль наш разум и тело, превращая некоторых людей в жестоких садистов. И не являются ли последние несколько минут жизни мозга после остановки сердца, сопровождающиеся околосмертными переживаниями, раем или адом (о которым говорится в религиях) для умирающего? Минутами, в которые происходит этическая оценка всего жизненного пути, всех поступков, и переживается обратная связь от этой оценки.
В любом случае, очевидно, что если мы хотим прожить полноценную, достойную, продуктивную и одновременно интересную жизнью мы должны бороться с внутренними демонами, со своими страстями.
В следующей части мы разберемся как такая модель человека может быть полезна при построении отношений, и главным образом - в любви к нему. А для лучшего ознакомления с этически негативными свойствами человеческой психики я бы хотел порекомендовать читателю произведения великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского.