Антон Павлович Чехов подвёл очень многих утверждающих, что , ах - тогда были совсем другие люди...к этому вернёмся. А пока вспомним, что была шикарная кино-традиция снимать короткометражки по рассказам Чехова. Корифеем этого действа был Игорь Ильинский - король немого кино и гений чеховских экранизаций.
Традицию решил поддержать в 1984 году режиссёр Владимир Мотыль - отец "Белого солнца пустыни" . Однако продолжил чеховско-ильинскую традицию режиссёр довольно скромно... но удачно. Получилась милая комедия , которая простыми средствами то смешила, что естественно. То наводила на глубокие раздумья, а то вообще душу рвала (новелла "На мельнице").
Этот коротенький телевизионный фильм вместил шесть новелл по чеховским рассказам, как бы демонстрируя очень даже крылатое выражение "Краткость сестра таланта" ...которое - кто подзабыл - принадлежит всё тому же Антоше Чехонте (он же Макар Балдастов, Дон Антонио Чехонте, Крапива, Врач без пациентов, Шиллер Шекспирович Гете, Гайка №6, Вспыльчивый человек, Прозаический поэт, Пурселепетанов ...) - Антону Павловичу Чехову.
Основной представленный в фильме рассказ конечно же "Пари". Молодой юрист и банкир заключают пари. Юрист обязуется провести 15 лет в добровольном заточении во флигеле банкира, не общаясь ни с кем. Ему предоставляется всё необходимое, но связь с миром односторонняя - он пишет, что ему нужно, ему это приносят . Студент может выйти из флигеля, но тогда он не получит обещанные 2 миллиона . Богатый банкир становится банкротом. Чем ближе срок , тем сильнее в нём мысль убить уже немолодого юриста. Таков простой сюжет с потрясающим смыслом. Да, присутствует очередная и бесполезная попытка отыскать смысл жизни - это никому ещё не удавалось ... но главное в рассказе - рассуждения о том , что человеку в жизни нужно и много ли ! Что действительно ценно ? Юрист прочитал массу книг , осознал всю нелепость бытовой суеты , абсурдность стремления к материальным благам ...он познал нечто большее ,и у него случилось просветление. Но кому это нужно ? Никто ведь не пойдёт по его пути. Но всё же - иногда каждый из нас приходит к мысли - а не лучше ли успокоиться, не рваться и не рвать ближнего, притормозить, подумать ... а потом всё по кругу. Но ведь интересно об этом поговорить ! А может и не только поговорить...
Особого внимания заслуживает новелла "Из воспоминаний идеалиста". Прекрасный дачный рассказик об импозантном мужчине, снявшем комнату на лето в доме небогатой, но симпатичной вдовы Книгиной. Он решает приударить за хозяйкой, предполагая сэкономить в итоге на летнем отдыхе. Очаровательный сюжет разыгранный Муравьёвой и Козаковым, с музыкой, дачной идиллией ...и крупным счётом в конце сезона за все услуги, включая основные , а именно - романтические.
В новелле "Жилец" постоялец Халявкин не платит за проживание , с ним разбирается муж хозяйки Брыкович (один халявничает, другой ещё и брыкается) в итоге контрагенты напиваются и проклинают своё положение . Халявкину противно , что он беден, и каждый может его унизить . А Брыкович сам когда-то был беден, а теперь всего лишь муж богатой жены, прожигающий жизнь без дела и смысла.
Тяжёлая история "На мельнице" о сыне , который давно наплевал на мать...но по сюжету дал ей аж 20 копеек .
"Сапожник и нечистая сила" - рассказ об очередном мечтателе условном Бальзаминове , который имеет профессию, заказы ...ему бы немного прилежания и удачи и он вышел бы на новый уровень не только в снах.
Забавная новелла о Петре Петровиче Стрижине , который поздно ночью, желая выпить водки наливает в рюмку керосину и залпом выпивает ...начинает метаться из стороны в сторону. Никто ему не сочувствует , ещё и упрекают, что он посмел взять водку. Аптекарь понятия не имеет , что дают в таких случаях. В отчаянии Стрижин возвращается домой - ждать смерти. На следующий день он встаёт как огурчик , радуется ,что ведёт "правильную и , что характерно- регулярную жизнь" и потому его никакая отрава не возьмёт. Однако его спасение объясняется проще, а именно тем, что в лавке подсунули плохой керосин...очевидно разбавленный.
И что же мы получаем в итоге ? В чём "коварство" Чехова ? А в том, что его рассказы решительно и убедительно доказывают - слаб человек и не меняется в веках и в обстоятельствах ...т.е. обстоятельства могут заставить надеть кепку, шляпу, будёновку или ночной колпак , а по сути...
А по сути разве не знаком нам герой Козакова, который уверен, что может осчастливить любую женщину только своим благосклонным присутствием и согласием удовлетворить все потребности за её счёт ? А жениться на богатой ? Всегда находились Теодоро и Кречинские, или комсомольцы ищущие обкомовских дочек...одним словом - мужички , желающие пристроиться к богатым жёнам и жить за их счёт ничего не делая , как Брыкович. Отношение к родителям бывает самым разнообразным и даже похлеще чем у мельника. Сапожников- мечтателей хватало во все времена. Так же как и желающих разбавить горючее ...в лучшем случае не ослиной мочой.
Героев главной новеллы "Пари" мы тоже встречаем в самой древней литературе и в современной жизни. Кого и когда удивлял некий пресыщенный "авторитет" , готовый покуражиться над более слабыми , как какой-нибудь Нерон, Троекуров или Швондер обладающий властью. Так же как не удивляют и желающие уйти в себя , как Диоген ,но без бочки, опроститься как Толстой , просто призадуматься о бессмысленной суете ... как герой "Пари", студент- юрист.
Ничто не ново под луною:
Что есть, то было, будет ввек.
Карамзин по мотивам Экклезиаста.