Пример с Югославией - это прямо идеальный случай для создания определенной теоретической модели того, что бывает, когда происходит попытка построить империю в период национализма. Тут следует начать с того, как это государство вообще появилось. А его предпосылки относятся ко второй половине XIX века, когда возникло два проекта по созданию государства южных славян: хорватский и сербский. При этом хорваты на тот момент проживали в составе Австро-Венгрии и боролись одновременно за независимость, и за гегемонию над сербами. Сербы же в свою очередь имели свое национальное государство и боролись за отторжение от Австрии земель, населенных южными славянами.
После того, как Австро-Венгрия развалилась, из ее обломков было создано Государство словенцев, хорватов и сербов (ГСХС) - собственно хорватский проект. Но оно было непризнанным, тогда как Сербия в то же время входило в число стран-победителей в Первой мировой войне. В результате ГСХС объединилось с Сербией, появилось новое государство Королевство Югославия. Фактически это была империя, но империя, внутри которой уже существовали развитые нации - сербы и хорваты, к которым подтягивались словенцы и бошняки. Но у власти находились в основном сербы, то есть это была именно сербская империя. В результате национальные противоречия возникли сразу же после создания государства. В ходе Второй мировой войны Югославия была быстро оккупирована и возникло независимое Хорватское государство, причем очень агрессивно настроенное по отношению к сербам (вплоть до геноцида). Одновременно возникло два партизанских движения - сербских националистов и югославских коммунистов (во главе с Иосипом Брозом Тито, хорватом по происхождению), которые боролись не только с немцами, но и между собой. В результате победили коммунисты, и после окончания Второй мировой Югославия была вновь воссоздана как федеративная республика, но, фактически, также как империя.
При этом Тито постарался учесть ошибки предыдущего периода, а потому попытался отойти от национализмов, создав новую нацию - югославов. Но чтобы это не выглядело как "сербизация" остальных наций, каждой из них была предоставлена автономия в рамках своей республики. При этом эти нации, в основном, проживали компактно в своих республиках, тогда как сербы жили во всех, более того, сербы составляли около 40% всего населения Югославии. В результате другие нации Югославии получили определенные преференции по отношению к сербам, что, в частности, выражалось в том, что они имели автономии в местах компактного проживания своих членов за пределами титульных республик, тогда как у сербов такого не было. Но в результате в сербском мировоззрении слова Югославия и Сербия во многом воспринимались как тождественные.
При жизни Тито удавалось удерживать баланс между национализмами и унификацией, но после его смерти ситуация резко ухудшилась. Во-первых, Югославия столкнулась с экономическим кризисом. А, во-вторых, к власти в Сербии пришли националисты, считавшие, что сербы находятся в приниженном положении по сравнению с другими нациями, хотя именно они являются государствообразующим народом (и это в общем-то было правдой, так, у албанцев внутри Сербии была своя автономия - Косово, а вот у сербов таких автономий внутри других республик не было). Рост сербского национализма породил рост других национализмов, опасавшихся, что начнется "сербизация". И в результате единое государство начало трещать по швам. Тут еще надо отметить один фактор - западные страны готовы были помогать кредитами, но ставили условие, что их получат только отдельные республики, а не Югославия как единое государство.