Найти в Дзене

Новый Мисхор: Архитектор и художник Браиловский

Как обычно началось с мелочи: наткнулась взглядом на знакомый абрис, и понеслось. Показалось что-то знакомое в рисунке, прочитала фамилию автора, зарылась в архивы и вот тебе результат – статья про Леонида Михайловича Браиловского.

Кто такой? Сейчас не так уж хорошо известный для крымчан архитектор. А еще и прекрасный акварелист. А еще и театральный художник. А еще житель Нового Мисхора. На самом деле уже написана огромная книга об этом человеке, но цена ее, прямо скажем, не очень доступна. Есть и статья, с которой можно ознакомиться вот здесь. А у меня, как обычно, всегда есть, что добавить к статье.

pl.spb.ru
pl.spb.ru

Так получилось, что почти 10 лет Браиловский был связан с Крымом: немножко писал его, больше строил. В том числе под присмотром Н. П. Краснова. Они на пару трудились над новым дачным поселком – Новый Мисхор. Там же была построена дача и самого Браиловского, а еще целый комплекс дач, от которых ничего не осталось, кроме, пожалуй, одной – дачи «Чайка», принадлежащей Марии Павловне Чеховой[1]. Да-да, сестре Антон Палыча. Именно дача «Чайка» обратила на себя мое внимание – очень уж странное соседство и архитектурное решение, которое заметно вычленяло это строение из окружающего экстерьера. Долго не могла нигде ничего найти по этому поводу, а тут вот все сложилось. Пусть даже через много лет. Кстати, Браиловский и Мария Павловна проживали по соседству. Мария Павловна использовала свою дачку в качестве доходного дома, приносящего прибыль в курортный сезон.

Года с 1914 Браиловский по большей части жил в Крыму, наведываясь в столицу для осуществления заказов на выполнение декораций и эскизов костюмов для театральных постановок – сотрудничал с Большим и Малым театрами. 1917 год с его революциями перевернул миропредставление, и слабое звено – творческая интеллигенция – никак не могла согласиться с новым видением России. Творческие люди переезжают в Крым – тут все условия для творчества и райские плоды – фиги: дают урожай два раза в год. Лежи под фигами, твори и наслаждайся жизнью. Но просто так лежать не давала бьющая через край энергия и творческое окружение: замыслили создать художественную академию, но дело далеко не продвинулось. В 1920 пришел корабль, на котором несогласные покинули не только пределы Крыма, но и оставили Россию.

Архитектурное наследие Леонида Михайловича кануло в лету (кроме дачи "Чайка"), но остались эскизы и рисунки, а также заметки в театральных журналах.

Вот в этом эскизе явно прочитываются очертания дачи «Чайка».

-2

Мое фото от 2016 г.
Мое фото от 2016 г.

Интересная деталь, но по стечению обстоятельств именно Браиловский становится автором памятника на могиле Чехова в Москве.

-4
ru.esosedi.org
ru.esosedi.org

Так выглядела дача самого художника. Почему-то в целом это здание мне напоминает дом Антона Павловича в Аутке (особенно в том ракурсе, который представлен ниже), но вот эти зубцы на заднем фоне отчетливо говорят, что это не Ялта))

-6
-7

А это – веселая компания на даче Браиловских, которая, возможно, именовалась «Томсон Холь». Человек, развернутый лицом к зрителю – Сергей Судейкин, театральный художник, которого называли «убийцей театра» только потому, что в большей степени ходили смотреть на его яркие декорации, а не на спектакли. Судейкин со своей супругой Верой некоторое время гостил у Браиловских.

Слева — Леонид и Римма Браиловские, справа — К.С. Станиславский фото отсюда
Слева — Леонид и Римма Браиловские, справа — К.С. Станиславский фото отсюда

Если верить автору, среди заказчиков была художница Александра Хотяинцева (ее имение именовалось «Ай-Сандра»), художник К. Коровин и юрист В. Н. Радаков. Последнему, вероятно, принадлежала дача, эскиз (и проект) которой выполнил Браиловский.

-9

Участки Радакова, Чеховой, Хотяинцевой (подружки Марии Павловны) располагались по соседству, поэтому, вероятно, по-соседски Леонид Михайлович и напроектировал дачки.

С архитектурой в Крыму все понятно и можно было бы закончить, но тут мне на глаза попались акварели. Да не просто акварели, а интерьеры дома Юсуповых в Москве. Крым и Юсуповы нераздеимы, решила я про себя и украла картинки, чтобы порадовать ваш глаз очень точными рисунками, напоминающими по уровню детальности мне работы М. Зичи и Л. Премацци.

hitrovka.livejournal.com
hitrovka.livejournal.com
hitrovka.livejournal.com
hitrovka.livejournal.com
hitrovka.livejournal.com
hitrovka.livejournal.com
hitrovka.livejournal.com
hitrovka.livejournal.com
hitrovka.livejournal.com
hitrovka.livejournal.com
hitrovka.livejournal.com
hitrovka.livejournal.com
hitrovka.livejournal.com
hitrovka.livejournal.com
hitrovka.livejournal.com
hitrovka.livejournal.com

Но пока Леонид Михайлович не сел плотно на художество, он продолжает делать архитектурные проекты. Так, в 1901 году его проект городского каменного театра в Екатеринославле участвует в конкурсе, объявленном Императорским общество архитекторов. Автор презентует проект под девизом «Что успел» и… получает третью премию размером в 600 руб.

В 1910 уже как художник участвует в выставке акварелей и эскизов Московского товарищества и получает следующую оценку критиков: «Романтик чистой воды…»

Тут бы можно было и закончить, но вспомнила, что Л. М. Браиловский был и театральным художником, поэтому захотелось узнать о театральных работах мастера. И просматривая старые журналы, вдруг обнаружила, что даже после эмиграции в театрах ставят пьесы с использованием декораций Браиловского: последняя упомянутая дата – май 1921 г.

Нашла эскиз панно в журналах 1891-1892 гг.

-18

В 1911 в Малом театре году ставят пьесу «Горе от ума» и «собираются щегольнуть необыкновенными декорациями, костюмами и вообще утереть нос, выражаясь вульгарно, Художественному театру… Художнику Браиловскому удалось, действительно, написать интересные и очень оригинальные декорации (одна и та же комната показана с трех разных сторон)».

Позже, в 1915 г., художник презентует свои работы к спектаклю «Горе от ума» на выставке московского товарищества художников.

-19

В 1912 году Браиловскому досталась сложная работа – декорации к спектаклю по пьесе П. П. Гнедича «Ассамблея», в которой рассказывается о петровских временах. В статье много критики в адрес автора по поводу образов, выведенных в пьесе, но в адрес художника сказано, что «Пьеса Гнедича нашла на сцене Малого театра очень краивую оправу. Гнедич сам художник и он всегда дает художнику хороший материал. Этим материалом отлично воспользовался талантливый Л. М. Браиловский, который окончательно прививается в Малом театре».

-20

В этом же, 1912 году, Леонид Михайлович пишет декорации «для премированной пьесы Чаева «1613 год и избрание на царство». Сами знаете, кого тогда избрали на царство – событие, значимое для всей России и по сию пору.

В 1913 году Браиловский работает над декорациями к опере Моцарта «Дон Жуан» по заказу от Дирекции Императорских театров для ее постановки на Большой сцене (у Зимина) и в Большом театре.

В 1919 году используют декорации, костюмы и бутафорию авторства Браиловского в двух спектаклях «Стакан воды» и «Венецианский купец».

А в 1921 встречается последнее упоминание об использовании его декорации в «Горе от ума» в постановке на сцене Малого театра.

-21

Но и тут еще не конец))

История театра и Браиловского не заканчивается с его отъездом из России. Оказывается, Браиловских в империи было предостаточно – художница, актриса, композитор и еще некто С. О. или С. И. Браиловский, который вместе со своей будущей супругой актрисой и писательницей (писала пьесы для детей) Олесей Петровной Ждановой засветился в Крыму во время памятного землетрясения. Господа здесь гастролировали со своей труппой, которой управлял г-н Браиловский. Но об этих людях совсем другая история…

-22

[1] Сейчас находится на территории санатория «Морской прибой».

В работе были использованы иллюстрации из Художественного сборника работ русских архитекторов и инженеров, информация из журналов " Театр и искусство". "Рампа и жизнь", "Культура театра", "Обозрение театров".